TamBY  :  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РБ  :  ЗАКОНЫ БЕЛАРУСИ  :  КОДЕКСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  :  УКАЗЫ  :  ДЕКРЕТЫ  :  ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БЕЛАРУСИ

 

 

 

ГЛАВНАЯ

БЕЛАРУСЬ

РЕГИОНЫ

БАНКИ

ВУЗы

КОЛЛЕДЖИ

ПРАЗДНИКИ

САНАТОРИИ

ТЕЛЕКАНАЛЫ

КОДЕКСЫ

ЗАКОНЫ

    Ресурсы сайта

>

 Законодательство РБ

>

 Законы Беларуси

>

 Конституция РБ

>

 Кодексы Беларуси

 

 • Банковский кодекс

 • Бюджетный кодекс

 • Водный кодекс

 • Воздушный кодекс

 • Гражданский кодекс

 • ГПК

 • Жилищный кодекс

 • Избирательный кодекс

 • Инвестиционный кодекс

 • КоАП

 • Кодекс о браке и семье

 • Кодекс об образовании

 • Кодекс о земле

 • Кодекс о недрах

 • КВВТ

 • КТМ

 • КСиСС

 • Лесной кодекс

 • Налоговый кодекс

 • ПИКоАП

 • Таможенный кодекс

 • Трудовой кодекс

 • Уголовный кодекс

 • УПК

 • УИК

 • ХПК

>

 Указы Президента РБ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 декабря 2007 г. № 18

О практике назначения судами наказания в виде ограничения свободы

Обсудив результаты изучения практики назначения судами наказания в виде ограничения свободы ( ст. 55 УК), Пленум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что данный вид наказания применяется судами в основном к лицам, виновным в совершении не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких преступлений в соответствии с санкциями статей Особенной части УК.

Предоставленные Законом Республики Беларусь от 9 июня 2006 г. № 122-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности» возможности по назначению ограничения свободы без направления лица в исправительное учреждение открытого типа создали дополнительные условия соблюдения судами принципа индивидуализации уголовного наказания.

Необходимым условием правильного применения уголовного закона в его измененной редакции является полное и всестороннее исследование данных о личности обвиняемого в ходе судебного разбирательства, строгое соблюдение как требований ст. 62 УК об общих началах назначения наказания, так и положений чч. 3–5 ст. 55 УК, содержащих ограничения в применении данного вида наказания по кругу лиц.

В целях предотвращения судебных ошибок при назначении уголовного наказания в виде ограничения свободы, правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что наказание в виде ограничения свободы ( ст. 55 УК) назначается с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела при убеждении суда в том, что исправление обвиняемого возможно путем возложения обязанностей, ограничивающих его свободу, и в условиях осуществления за ним надзора.

Исходя из общих начал назначения наказания ( ст. 62 УК) не допускать осуждения к ограничению свободы лиц, в отношении которых цели уголовной ответственности могут быть достигнуты применением более мягких видов наказания, предусмотренных санкцией соответствующей статьи УК.

2. При наличии оснований для избрания обвиняемому ограничения свободы и отсутствии препятствий к его назначению (обвиняемый не относится к категории лиц, перечисленных в ч. 4 ст. 55 УК) суд должен определить условия его отбывания: с направлением в исправительное учреждение открытого типа или без направления в такое учреждение. При этом следует иметь в виду, что ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа не может применяться к лицам, перечисленным в ч. 5 ст. 55 УК, а ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа может быть назначено только лицу, имеющему постоянное место жительства. Наряду с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, мотивами и целями содеянного судам необходимо в полной мере учитывать данные, как отрицательно, так и положительно характеризующие личность виновного, а также наличие судимости, постоянного места работы, семейное положение и т.п.

3. Учитывая, что ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа может быть назначено совершеннолетним трудоспособным лицам, судам необходимо тщательно исследовать данные о личности обвиняемых, состоянии здоровья и степень их трудоспособности.

4. Разъяснить судам, что ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа может назначаться, когда исправление виновного может быть достигнуто без его удаления с места постоянного жительства: в семье, трудовом коллективе, в учебном заведении. При этом следует учитывать предшествовавшее осуждению отношение обвиняемого к труду и поведение в быту, наличие иждивенцев, нуждающихся в заботе и помощи с его стороны, иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа может быть назначено и лицам, перечисленным в п. 6 ч. 5 ст. 55 УК, при убежденности суда в его достаточности для исправления лица, совершившего преступление.

Назначая ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, суды не должны возлагать на обвиняемого обязанности, предусмотренные ст. 481 УИК, поскольку это входит в компетенцию уголовно-исполнительной инспекции.

5. Судам необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1141 УК ограничение свободы лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, назначается на срок от шести месяцев до трех лет.

Лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, ограничение свободы может быть назначено только без направления в исправительное учреждение открытого типа.

6. Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 360 УПК в описательно-мотивировочной части приговора суду необходимо не только привести мотивы назначения обвиняемому наказания в виде ограничения свободы, но и обосновать свои выводы относительно условий его отбывания.

Судам следует иметь в виду, что в отношении лиц, виновных в совершении нескольких преступлений, за которые они осуждаются к ограничению свободы, условия отбывания наказания (с направлением в исправительное учреждение открытого типа либо без направления в такое учреждение) определяются только после назначения окончательного наказания по правилам ст.ст. 71, 72 УК.

При назначении наказания по совокупности приговоров суды должны указывать в приговоре размер неотбытой части наказания в виде ограничения свободы по предыдущему приговору, которая на основании ст. 73 УК подлежит полному или частичному присоединению к наказанию, назначенному по новому приговору.

7. Если судом первой инстанции при назначении ограничения свободы не указаны условия его отбывания, суд кассационной или надзорной инстанции определить их не вправе. В соответствии со ст.ст. 388, 413 УПК такие приговоры ввиду неправильного применения уголовного закона подлежат отмене с направлением (передачей) дела на новое судебное разбирательство.

Суд, рассматривающий в кассационном порядке или в порядке надзора уголовное дело, по которому лицо осуждено к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, при наличии к тому оснований вправе изменить приговор и назначить отбывание такого наказания без направления в исправительное учреждение открытого типа с приведением соответствующих мотивов.

8. Разъяснить судам, что осужденные к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа в соответствии с ч. 7 ст. 55 УК могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа или освобождены от дальнейшего отбывания наказания судом в порядке исполнения приговора и только в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

9. Обратить внимание судов, что уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, влекущее ответственность по ст. 415 УК, может выражаться: в неприбытии осужденного к месту отбывания наказания без уважительных причин; самовольном оставлении места отбывания наказания с целью уклонения от отбывания наказания; нарушении осужденным порядка и условий отбывания данного наказания после вынесения официального предупреждения.

Лицо признается злостно нарушающим порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы в случае совершения им не менее трех нарушений порядка и условий отбывания наказания, за которые оно подвергалось взысканиям, указанным в ч. 2 и ч. 3 ст. 55 УИК. Такому осужденному выносится официальное предупреждение об уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания. Ответственность по ст. 415 УК наступает при совершении осужденным нового нарушения порядка и условий отбывания наказания после официального предупреждения.

10. Судам следует проверять законность и обоснованность наложения на осужденного взысканий за нарушение порядка и условий отбывания наказания, имея при этом в виду, что состав преступления, предусмотренного ст. 415 УК, характеризуется умышленной формой вины. Об этом могут, в частности, свидетельствовать уклонение осужденного от работы, нарушения им трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных для него ограничений, которые носят злостный характер, а принятые меры не оказывают должного воздействия на осужденного.

Судам следует учитывать, что меры взыскания к осужденным к ограничению свободы имеют право применять только те должностные лица органов внутренних дел, которые перечислены в ст. 56 УИК.

11. При осуждении к лишению свободы по ст. 415 УК лиц за уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы и назначении наказания по правилам ч. 1 ст. 73 УК судам необходимо учитывать, что окончательное наказание по совокупности приговоров по своему размеру должно быть больше как наказания, назначенного за вновь совершенное преступление, так и неотбытой части наказания по предыдущему приговору.

Если до возбуждения уголовного дела по ст. 415 УК имело место задержание осужденного к ограничению свободы по основаниям и в порядке, предусмотренном чч. 7–10 ст. 55 УИК, время такого задержания засчитывается в срок отбытого наказания в виде ограничения свободы.

12. Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, областным, Минскому городскому и Белорусскому военному судам обеспечить надлежащий надзор за соблюдением законодательства при назначении наказания в виде ограничения свободы. Своевременно устранять допущенные судами ошибки, обращая особое внимание на соблюдение законности при рассмотрении дел об уклонении от отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Председатель
Верховного Суда
Республики Беларусь                                                                      В.О.Сукало
 
Секретарь Пленума, судья
Верховного Суда
Республики Беларусь                                                                      И.Н.Минец

Главная | Постановления | Кодексы Беларуси | Законы Беларуси | Карта сайта | Обратная связь

 

 RATING ALL.BY

 

 

 

       
TamBY © Copyright 2007-2014