ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Обсудив результаты обобщения судебной практики по делам о
защите прав потребителей, в целях единообразного применения
законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь
постановляет:
1. Обратить внимание судов, что отношения по защите прав
потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь,
Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. "О защите прав
потребителей",* принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами, а также нормами международных
договоров Республики Беларусь. Если международным договором
установлены иные правила по сравнению с теми, которые содержатся в
законодательстве о защите прав потребителей, то применяются правила
международного договора.
______________________________
*Далее - Закон.
В силу п.2 ст.2 Закона принимаемые государственными органами
нормативные правовые акты о защите прав потребителей не могут
ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по
сравнению с этим Законом, если иное не установлено Конституцией
Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Президента
Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь. Нормативные правовые акты о защите прав потребителей,
принятые с нарушением названного правила, не применяются.
2. Закон и иные нормативные правовые акты применяются к
отношениям в области защиты прав потребителей, если: об этом прямо
указано в ГК (например, п.3 ст.683 ГК); такого указания ГК не
содержит, но законодательство о защите прав потребителей уточняет и
конкретизирует нормы ГК либо ГК не урегулированы эти отношения
(например, ст.ст.5, 6 Закона); Закон и другие нормативные правовые
акты содержат иные правила, чем ГК в отношении прав потребителей, и
нормы ГК допускают возможность установления этих правил иными
нормативными правовыми актами (например, п.1 ст.365 ГК и п.2 ст.15
Закона).
При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из
договоров розничной купли-продажи, необходимо учитывать, что
законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям
по таким договорам в части, не урегулированной ГК (п.3 ст.462 ГК).
3. Судам следует иметь в виду, что законодательство о защите
прав потребителей регулирует отношения между потребителем -
гражданином, приобретающим, заказывающим, использующим или имеющим
намерение приобрести, заказать товары (работы, услуги) исключительно
для личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и
организацией, индивидуальным предпринимателем, производящими и
реализующими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги
потребителям, - с другой.
Законодательство о защите прав потребителей не применяется при
разрешении споров, вытекающих из договорных отношений между
гражданами, из отношений с участием граждан-предпринимателей в
случае приобретения ими товаров, использования работ, услуг,
связанных с предпринимательской деятельностью, а также в связи с
приобретением товаров, использованием работ, услуг для нужд
организаций.
4. Разъяснить судам, что регулируемые законодательством о
защите прав потребителей отношения между гражданином и продавцом
(изготовителем, исполнителем) могут возникать из договоров розничной
купли-продажи, аренды (включая прокат), найма жилого помещения,
подряда (в том числе на техническое обслуживание жилого помещения,
принадлежащего гражданину на праве собственности), страхования,
хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки граждан, их багажа и
грузов, из договоров на оказание банковских услуг, направленных на
удовлетворение личных, семейных, бытовых нужд граждан
(предоставление им кредитов, открытие и ведение счетов,
осуществление по их поручению безналичных расчетов, перечислений,
услуг по приему и хранению денежных средств, ценных бумаг и других
ценностей, а также документов), из договоров возмездного оказания
услуг (глава 39 ГК) и иных подобных договоров.
5. Судам надлежит иметь в виду, что подсудность дел по искам о
защите прав потребителей определяется в соответствии с п.1 ст.43
Закона.
Законом "О защите прав потребителей" не установлен
предварительный внесудебный порядок разрешения споров с участием
граждан - потребителей товаров (работ, услуг), однако он может быть
предусмотрен другим законодательством (например, пп.1, 2 ст.751, п.2
ст.422 ГК). Когда такой порядок до предъявления иска в суд
потребителем не был соблюден, судья отказывает в возбуждении дела по
основаниям п.2 ст.246 ГПК, а если дело возбуждено судом - оставляет
заявление без рассмотрения (п.1 ст.165 ГПК).
По делам данной категории от уплаты государственной пошлины
освобождаются: потребители - по всем искам, связанным с нарушением
их прав; уполномоченные государственные органы по защите прав
потребителей - по искам, связанным с нарушением прав и законных
интересов потребителей; местные исполнительные и распорядительные
органы, общественные объединения потребителей - по искам,
предъявляемым от своего имени, о защите прав и законных интересов
потребителя (неопределенного круга потребителей) (п.2 ст.43 Закона).
6. Разъяснить судам, что в защиту прав неопределенного круга
потребителей могут быть заявлены требования только неимущественного
характера, целью которых является признание действий продавца
(изготовителя, исполнителя) противоправными, условий договора
недействительными в отношении всех потребителей (как заключивших,
так и имеющих намерение заключить договор на приобретение товара,
выполнение работы, оказание услуги) и прекращение таких действий.
Заявители по таким делам пользуются правами истцов, предусмотренными
ст.56 ГПК.
7. При подготовке дел к судебному разбирательству судам
необходимо выяснять характер взаимоотношений между сторонами,
предлагать им представить доказательства, свидетельствующие о
наличии договорных отношений между потребителем и продавцом
(изготовителем, исполнителем), определяющих их права и обязанности
(договоры, квитанции, чеки, накладные, акты, расписки и другие
документы), а также расчет убытков, неустойки, которые, по мнению
истца, должны быть возмещены ответчиком.
Отсутствие документов, перечисленных в Положении о порядке
оформления документа, подтверждающего факт покупки товара
(выполнения работы, оказания услуги), утвержденном постановлением
Министерства торговли Республики Беларусь от 6 мая 2002 г. № 23, в
частности кассовых и товарных чеков, квитанций, не лишает
потребителя права при возникновении спора представлять другие
доказательства, свидетельствующие о приобретении товара, выполнении
услуги конкретным продавцом (изготовителем, исполнителем). Такими
доказательствами могут быть и показания свидетелей.
8. Судам надлежит иметь в виду, что обязанность представить
доказательства, на основании которых суд может освободить продавца
(исполнителя, изготовителя) от ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств, по общему правилу возлагается
на ответчика.
Вместе с тем потребитель обязан доказать, что недостатки
товара, возникшие после передачи его потребителю, имеют место в
связи с непредоставлением продавцом (исполнителем, изготовителем)
надлежащей информации об этом товаре (п.2 ст.8 Закона) и что
недостатки товара (выполненной работы, оказанной услуги) возникли до
передачи потребителю товара (принятия результата выполненной работы,
оказанной услуги) или по причинам, возникшим до этого момента (ч.3
п.7 ст.19, п.6 ст.20, ч.1 пп.8, 9, 10 ст.30 Закона).
9. Обратить внимание судов, что законодательством, а также
договором между потребителем и продавцом (исполнителем) может быть
предусмотрена ответственность за нарушение последним обязательств,
за которые Законом ответственность не установлена или установлена
более высокая, чем в Законе. Такие условия ответственности должны
приниматься судом во внимание при разрешении возникших между
сторонами споров.
В то же время, если условия договора ущемляют права
потребителей по сравнению с теми, что закреплены Законом и иным
законодательством о защите прав потребителей, то они считаются
ничтожными. Потребитель, которому в результате применения таких
условий договора причинены убытки, вправе требовать их возмещения в
полном объеме продавцом (изготовителем, исполнителем).
10. Разъяснить судам, что требования о возмещении вреда,
причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина действиями
(бездействием) изготовителя (исполнителя, продавца),
предусмотренными п.3 ст.8, п.2 ст.10 и ст.16 Закона, разрешаются по
правилам главы 58 ГК.
Изготовитель, исполнитель, продавец освобождаются от
ответственности по возмещению вреда, если докажут, что вред возник
вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем
установленных правил пользования товаром (результатом работы,
услуги) или его хранения (ст.967 ГК и п.7 ст.16 Закона).
11. В случае продажи товара ненадлежащего качества право выбора
вида требований, которые могут быть предъявлены продавцу в
соответствии с ст.473 ГК и ст.19 Закона, принадлежит потребителю.
Потребитель может требовать замены товара ненадлежащего качества
независимо от того, являлись ли недостатки товара существенными,
однако в отношении дорогостоящих и технически сложных товаров его
требования могут быть удовлетворены только при условии существенного
нарушения их качества. Перечень технически сложных товаров, при
обнаружении существенных недостатков которых (существенного
нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их
замены, утвержден постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778.
12. При разрешении требований потребителя о предоставлении
безвозмездно во временное пользование аналогичного товара
длительного пользования в случаях, предусмотренных п.2 ст.21, п.2
ст.22 Закона, судам следует руководствоваться, в частности,
Положением о порядке безвозмездного предоставления потребителю на
период устранения по его требованию недостатков товара длительного
пользования или его замены аналогичного товара, Перечнем товаров
длительного пользования, на период устранения недостатков или замены
которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный
товар, утвержденными постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778.
13. Если потребитель в связи с нарушением продавцом,
изготовителем сроков, установленных ст.ст.21, 22 Закона для
устранения недостатков товара или его замены, предъявил иное
требование, вытекающее из продажи товаров с недостатками, неустойка
за нарушение этих сроков взыскивается до предъявления потребителем
нового требования из числа перечисленных в ст.19 Закона.
При нарушении продавцом, изготовителем сроков для устранения
недостатков товара или его замены, а также невыполнении либо
несвоевременном выполнении требования потребителя о предоставлении
ему на период ремонта во временное пользование аналогичного товара
неустойка взыскивается за каждое допущенное по вине этих лиц
нарушение.
14. Рассматривая споры, возникшие в связи с требованием
потребителя о замене товара с недостатками другим товаром той же
модели (марки, типа, артикула и т.п.), судам следует учитывать, что
если такой товар снят с производства либо его поставка прекращена не
по вине ответчика, а от получения аналогичного товара другой модели
(марки, типа, артикула и т.п.) потребитель отказался, то в
соответствии с ст.386 ГК обязательство продавца (изготовителя) в
части замены товара прекращается в связи с невозможностью
исполнения. В этом случае потребитель вправе предъявить по своему
выбору иное требование из перечисленных в ст.19 Закона и ст.473 ГК.
Обязанность по представлению доказательств, подтверждающих
невозможность замены товара по причинам, за которые не может нести
ответственность продавец (изготовитель), а также принятие
необходимых мер по замене товара возлагаются на ответчика.
Если эти обстоятельства будут установлены в стадии исполнения
решения, обязывающего ответчика предоставить потребителю взамен
некачественного товар той же модели (марки, типа, артикула и т.п.),
то суд в соответствии с ст.329 ГПК решает вопрос об изменении
способа исполнения решения.
15. Удовлетворяя иски о расторжении договоров розничной
купли-продажи товаров ненадлежащего качества, проданных в кредит,
необходимо иметь в виду, что в силу положений п.5 ст.25 Закона
уплаченная за товар сумма подлежит возврату потребителю в размере
кредита, погашенного ко дню возврата товара, с учетом цены товара на
момент расторжения договора, а если товар не был возвращен - на день
вынесения решения суда. По требованию потребителя ему возмещается
также плата за предоставление кредита.
16. Потребитель вправе требовать обмена не только товаров
ненадлежащего качества, но и непродовольственных товаров надлежащего
качества, кроме указанных в Перечне непродовольственных товаров
надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденном
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002
г. № 778. При таком обмене увеличение стоимости товара на день
обмена является основанием для продавца требовать необходимой
доплаты от покупателя. В случае возврата товара в связи с
отсутствием возможности его обмена на аналогичный товар потребитель
вправе требовать от продавца только денежную сумму, уплаченную за
товар, независимо от его стоимости на день возврата (ст.26 Закона).
17. Разрешая споры, связанные с повреждением или утратой
материала (вещи) потребителя, судам следует иметь в виду, что хотя
цена материала (вещи) с учетом положений ст.689 ГК, п.4 ст.35 Закона
при заключении договора определяется соглашением сторон и
указывается в квитанции или ином документе, выдаваемом потребителю,
это не препятствует ему впоследствии оспорить указанную в документе
оценку материала (вещи).
18. При рассмотрении споров, связанных с ремонтом в течение
гарантийного срока товаров длительного пользования, судам необходимо
руководствоваться положениями главы 3 Закона, поскольку право на
гарантийный ремонт вытекает из приобретения товаров ненадлежащего
качества. Договор на выполнение работ или оказание услуг по
гарантийному ремонту в этих случаях с потребителем не заключается.
Вместе с тем от этих споров следует отличать возникшие по истечении
установленного изготовителем гарантийного срока на товары
длительного пользования споры, вытекающие из договора подряда (в том
числе на абонентное обслуживание), заключенного потребителем с
мастерскими по ремонту и обслуживанию, например, телевизоров,
бытовой техники, производящими в процессе ремонта замену
комплектующих изделий и составных частей основного изделия, на
которые установлены отдельные гарантийные сроки. При разрешении
возникших после такой замены споров, связанных с ремонтом в течение
гарантийного срока установленных мастерской комплектующих изделий и
составных частей основного изделия, необходимо учитывать, что
потребителем не заключался договор купли-продажи отдельных
комплектующих изделий и составных частей основного изделия, и
руководствоваться главой 4 Закона, регулирующей вопросы защиты прав
потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
19. Судам надлежит иметь в виду, что на исполнителя,
выполняющего обязанности по осуществлению гарантийного ремонта
товара (вещи), возлагается и обязанность по хранению товара,
переданного для ремонта. К таким отношениям применяются нормы ГК о
договоре хранения, если иное не предусмотрено Законом. В частности,
хранение товара в период гарантийного ремонта производится
исполнителем безвозмездно, поскольку Закон исходит из принципа
освобождения потребителя от любых расходов, связанных с
восстановлением его прав.
20. Неустойка в размере, предусмотренном п.6 ст.29 Закона за
нарушение установленных сроков выполнения работы (оказания услуги),
промежуточных сроков выполнения работы (оказания услуги), а также
новых сроков выполнения работы (оказания услуги), взыскивается за
каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до
начала или окончания выполнения работы (оказания услуги) или
предъявления потребителем иных требований, перечисленных в п.1 ст.29
Закона. Если исполнителем нарушены сроки не только начала, но и
окончания работы (оказания услуги), неустойка взыскивается за каждое
нарушение.
21. Обратить внимание судов, что при определении размера
подлежащих взысканию в пользу потребителя убытков неустойка зачету
не подлежит. Вместе с тем суд вправе применить положения ст.314 ГК и
уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям
нарушения ответчиком обязательств.
22. Разъяснить судам, что соглашение потребителя с работником
организации, выполняющей работы (оказывающей услуги), о выполнении
работы (оказании услуги) без соответствующего оформления не
порождает прав и обязанностей между потребителем и этой
организацией. Поэтому организация не несет ответственности за
невыполнение или ненадлежащее выполнение работы (оказание услуги)
либо за утрату или повреждение переданного по такому соглашению
имущества. Ответственность в этом случае может быть возложена судом
на лицо, принявшее на себя обязанность по выполнению работы
(оказанию услуги).
23. Удовлетворяя иски местных исполнительных и распорядительных
органов или общественных объединений потребителей о признании
действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными,
условий договора недействительными в отношении неопределенного круга
потребителей и прекращении этих действий, суду следует назначить
срок, в течение которого ответчик обязан через средства массовой
информации или иным способом довести до потребителей решение суда. В
необходимых случаях, в частности, если использование товаров
представляет опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей
или окружающей среды, суд в соответствии с ст.29 Закона Республики
Беларусь от 13 января 1995 г. "О печати и других средствах массовой
информации" может возложить на редакцию средства массовой информации
обязанность опубликовать в определенный срок вступившее в законную
силу решение суда.
24. Штраф в размере взыскиваемой суммы, предусмотренный п.4
ст.43 Закона, суд налагает на продавца (изготовителя, исполнителя)
за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований
потребителя независимо от того, заявлялись такие требования самим
потребителем или по его просьбе общественным объединением
потребителей. Штраф налагается при наличии представленных
доказательств о том, что до обращения в суд ответчику предлагалось
добровольно удовлетворить требования потребителя.
Удовлетворяя требования, заявленные в интересах потребителей
местными исполнительными и распорядительными органами, суду следует
указать в резолютивной части решения о перечислении 50 процентов
суммы штрафа в соответствующий бюджет, а если иск заявлялся
общественным объединением потребителей - о перечислении 10 процентов
взысканного штрафа этому общественному объединению.
Вопрос о взыскании штрафа необходимо разрешать независимо от
того, были ли заявлены такие требования.
25. Решая вопрос об утверждении мирового соглашения сторон и
прекращении в связи с этим производства по делу, суду необходимо
иметь в виду, что общественное объединение потребителей, возбудившее
в суде дело в защиту прав потребителя, не является истцом. Поэтому
отказ общественного объединения потребителей от заявления, поданного
в защиту прав потребителя (ч.3 ст.88 ГПК), не лишает потребителя
права требовать рассмотрения спора по существу.
26. При разрешении заявленных общественным объединением
потребителей требований о взыскании судебных расходов следует иметь
в виду, что расходы, понесенные им до возбуждения дела в суде в
связи с проведением независимых экспертиз (абзац четвертый ч.1 ст.46
Закона), могут быть взысканы, если суд признает такие расходы
необходимыми (п.8 ст.116 ГПК).
27. В связи с принятием настоящего постановления признать
утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Республики
Беларусь от 28 марта 1996 г. № 3 "О практике рассмотрения судами дел
о защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями от 23
сентября 1999 г.) (Судовы веснiк, 1996 г., № 2).
Председатель Верховного Суда
Республики Беларусь В.О.Сукало
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда Республики
Беларусь И.Н.Минец