21 декабря 2006 г. №
10
О практике применения
законодательства,
обеспечивающего право
граждан на судебную защиту,
и мерах по повышению ее
эффективности в общих судах
Конституционное право
граждан на судебную защиту
реализуется путем
предоставления каждому
возможности
беспрепятственного обращения
в суд, осуществления
правосудия на основе
Конституции Республики
Беларусь и принятых в
соответствии с ней иных
нормативных правовых актов,
обеспечения равенства всех
перед законом и судом.
Задачей
общих судов является защита
личных прав и свобод
граждан, государственных и
общественных интересов,
социально-экономических и
политических прав,
обеспечение правильного
применения законодательства
при осуществлении
правосудия.
Изучение
практики применения судами
законодательства,
обеспечивающего право
граждан на судебную защиту,
показало, что суды в
основном правильно решают
вопросы, связанные с
возбуждением дел по
заявлениям граждан, проводят
их необходимую подготовку к
судебному разбирательству,
принимают меры к
рассмотрению дел и
материалов в установленные
законом сроки. При этом в
большинстве судов обеспечена
возможность для ознакомления
граждан с порядком и
условиями обращения в суд,
основными требованиями,
предъявляемыми
законодательством к
заявлениям и документам,
подаваемым при обращении в
суд, содержится полная
информация о приеме граждан
по вопросам, относящимся к
компетенции судов.
Вместе с
тем в работе судов имеют
место и факты
невнимательного отношения к
обращениям граждан, случаи
необоснованного отказа в
возбуждении дел,
несоблюдения правовых норм,
устанавливающих порядок и
сроки рассмотрения дел и
материалов.
В целях
правильного применения
законодательства,
обеспечивающего право
граждан на судебную защиту,
повышения ее доступности и
эффективности Пленум
Верховного Суда постановляет:
1. Обратить внимание судов,
что в целях обеспечения
гарантии на судебную защиту,
установленной ст. 60 Конституции
Республики Беларусь, и
реализации ст. 14
Международного пакта о
гражданских и политических
правах судам надлежит
принимать меры к созданию
условий для
беспрепятственного обращения
граждан в суд и их активного
участия в судопроизводстве,
не допускать формального
подхода к рассмотрению
заявлений о возбуждении дел,
а также нарушений
установленных законом сроков
и порядка рассмотрения дел и
материалов, строго следовать
принципам и нормам,
обеспечивающим их
справедливое и гласное
разбирательство.
2. Судам надлежит иметь в
виду, что граждане вправе
вести свои дела в суде лично
или через представителей (
ст. 70 ГПК).
При этом полномочия на
ведение дела в суде дают
представителю право на
совершение от имени
представляемого всех
процессуальных действий.
Права представителя,
перечисленные в ч. 2 ст. 79 ГПК,
должны быть специально
оговорены в доверенности,
выданной представляемым,
либо в устном заявлении,
сделанном в суде, что
отражается в протоколе
судебного заседания.
3. В случаях обращения в суд
несовершеннолетних, а также
граждан, признанных
ограниченно дееспособными (
ст. 59 ГПК), при отсутствии
у них законного
представителя, в целях
обеспечения гарантии
реального равноправия сторон
следует принимать меры для
привлечения законного
представителя или назначения
таким лицам представителя
согласно ст. 77 ГПК, а также
признавать необходимым по
таким делам участие
прокурора.
4. При назначении и
подготовке судебного
разбирательства уголовных
дел судам надо проверять,
привлечены ли к участию в
уголовном процессе все
заинтересованные лица, в том
числе законные представители
несовершеннолетних или
недееспособных: обвиняемого,
лица, совершившего
общественно опасное деяние,
потерпевшего, гражданского
истца. Если это требование
закона в ходе досудебного
производства выполнено не
было, суд (судья) обязан
вынести определение
(постановление) о признании
соответствующих лиц
законными представителями (
ст. 56 УПК).
5. Судам при применении
правил подсудности,
установленных Гражданским
процессуальным кодексом и
другими законами, не
допускать формального
подхода к решению вопросов,
связанных с принятием
заявлений граждан к
производству суда.
В случаях
неподсудности дела суду,
которому адресовано
заявление гражданина, в
определении судьи об отказе
в возбуждении дела должно
быть указано, в какой суд
следует обратиться
заявителю.
Если до
начала рассмотрения дела
поступило ходатайство о его
передаче в другой суд в
целях более быстрого и
правильного рассмотрения,
суд должен его разрешить в
соответствии с правилами
ст. 52 ГПК.
6. Разъяснить судам, что при
установлении недостатков в
заявлении (жалобе)
гражданина судья в
определении об оставлении
документа без движения
обязан указать на конкретные
недостатки, препятствующие
принятию заявления (жалобы),
и установить срок,
достаточный для их
исправления ( ст. 111 ГПК).
В случае если к заявлению
необходимо приложить
соответствующие документы
(ч. 2 ст. 109 ГПК),
судья должен оказать
содействие в их
истребовании, если об этом
заявлено ходатайство.
Оставление заявления без
движения по основаниям, не
предусмотренным законом,
недопустимо.
7. В целях усиления гарантий
права на судебную защиту
лиц, которым преступлением
причинен физический,
имущественный или моральный
вред, суды не должны
допускать необоснованного
возвращения заявлений о
возбуждении уголовных дел
частного обвинения. При этом
следует учитывать, что к
таким делам применяются
правила подсудности,
установленные главой 32 УПК,
с учетом особенностей
производства по делам
частного обвинения.
Заявление
о возбуждении уголовного
дела частного обвинения
может быть возвращено лишь в
том случае, если оно не
соответствует требованиям
ч. 2 ст. 426 УПК и имеющиеся
недостатки препятствуют его
принятию. Решение об этом
должно приниматься в форме
постановления, содержащего
конкретные указания на
недостатки, подлежащие
исправлению (п. 24 ст. 6УПК).
8. Судам надлежит иметь в
виду, что в целях
обеспечения доступа к
правосудию Законом
Республики Беларусь от
10 января 1992 года «О
государственной пошлине», а
также Указом
Президента Республики
Беларусь от
14 сентября 2006 г. № 574 «О
некоторых вопросах взимания
государственной пошлины»,
иными законодательными
актами для некоторых
категорий граждан при их
обращении в суды установлены
льготы по уплате
государственной пошлины.
В силу
ст. 130 ГПК решение
суда или судьи об
освобождении полностью или
частично от уплаты судебных
расходов в доход государства
должно основываться на учете
имущественного положения
гражданина. При этом следует
принимать во внимание, в
частности, размер заработной
платы и (или) доходов,
возраст, состояние здоровья,
количество иждивенцев, иные
обстоятельства, объективно
свидетельствующие о
затруднительном материальном
положении заявителя. Если
приобщенных к заявлению об
освобождении от судебных
расходов документов о
материальном положении
заявителя недостаточно,
судья по его ходатайству
истребует дополнительные.
9. В целях создания условий
для надлежащего исполнения
судебного решения суд как по
заявлению заинтересованного
в исходе дела лица, так и по
своей инициативе может
принять меры по обеспечению
иска в соответствии с
правилами главы 25 ГПК.
Такие меры должны
соответствовать характеру
заявленных требований,
реально обеспечивать
исполнение возможного
судебного решения и
приниматься своевременно, по
заявлению юридически
заинтересованных в исходе
дела лиц – в день
поступления заявления, а по
собственной инициативе – при
возникновении обоснованных
сомнений в добросовестности
поведения ответчика.
В ходе
производства по уголовным
делам о преступлениях,
последствиями которых
явилось причинение
имущественного, физического
или морального вреда, судам
надлежит разъяснять лицам,
которым он причинен, право
на предъявление гражданского
иска в уголовном процессе и
своевременно принимать меры
к его обеспечению путем
наложения ареста на
имущество обвиняемого или
лиц, несущих по закону
материальную ответственность
за его действия ( ст. 132 УПК).
10. Суды должны принимать
меры, обеспечивающие
реализацию положений ст. 62 Конституции
Республики Беларусь,
гарантирующей право каждого
на юридическую помощь для
осуществления и защиты прав
и свобод. Если при обращении
в суд или в процессе
гражданского
судопроизводства будет
установлено, что гражданин
нуждается в юридической
помощи, судья обязан
разъяснить его право на
получение юридической помощи
путем обращения в
соответствующую коллегию
адвокатов и что в случаях,
предусмотренных ст. 6 Закона
Республики Беларусь от 15
июня 1993 года «Об
адвокатуре», юридическая
помощь оказывается
бесплатно.
11. Обратить внимание судов,
что право на получение
юридической помощи в
уголовном судопроизводстве
имеет не только обвиняемый,
но и потерпевший,
гражданский истец и
гражданский ответчик. В
случаях, указанных в законе,
юридическая помощь
оказывается за счет
государственных средств
(ч. 5 ст. 20 УПК).
Обвиняемый имеет право
пользоваться помощью
защитника (адвоката) с
момента предъявления
обвинения (п. 5 ч. 2 ст. 43
УПК). В судебном
разбирательстве суд обязан
обеспечить участие защитника
в деле как по ходатайству
самого обвиняемого, так и в
случаях, когда участие
защитника является
обязательным по закону, а
сам обвиняемый, его законные
представители или близкие
родственники защитника не
пригласили (ч. 1 ст. 45
УПК). Отказ от защитника
может быть принят, если он
заявлен обвиняемым по
собственной инициативе,
добровольно и не связан с
отсутствием средств для
оплаты юридической помощи
(ст. 47 УПК).
12. Судам следует строго
соблюдать установленные
процессуальным
законодательством требования
о разъяснении прав
участникам судебного
разбирательства, выяснении
их мнения по вопросам,
подлежащим разрешению судом,
и получении их согласия на
производство соответствующих
действий в случаях,
предусмотренных УПК и ГПК.
Недопустимы любые
ограничения прав участников
судебного разбирательства,
обусловленные незнанием
языка или недостаточным
владением языком, на котором
ведется производство по
делу. Необеспечение этим
лицам возможности
пользоваться в любой стадии
процесса родным языком
является существенным
нарушением ст. 50 Конституции
Республики Беларусь, а
также ст. 21 УПК и
ст. 16 ГПК.
Суд по
ходатайству участвующих в
деле лиц обязан обеспечить
их право делать заявления,
давать объяснения и
показания, заявлять
ходатайства и выступать в
суде на родном языке.
В случаях
незнания языка, на котором
ведется производство по
делу, участники судебного
процесса обеспечиваются
услугами переводчика.
13. Судам надлежит иметь в
виду, что строгое соблюдение
установленных процессуальным
законодательством сроков и
порядка рассмотрения дел и
материалов является важной
составляющей в реализации
права граждан на
своевременную и эффективную
судебную защиту их прав и
законных интересов.
В целях
искоренения волокиты,
необоснованных
приостановлений и отложений
дел, неоправданных
длительных перерывов
судебных заседаний судьям
необходимо обеспечить
надлежащую подготовку
каждого дела к
разбирательству, строго
соблюдать установленный
порядок рассмотрения дел в
судах.
Применение предусмотренных
законом форм упрощенного и
ускоренного судопроизводства
не должно влечь нарушений
прав участников процесса.
14. Обратить внимание судов,
что реальное восстановление
нарушенных прав и законных
интересов граждан возможно
лишь при вынесении
законного, обоснованного и
справедливого судебного
постановления. Поэтому суды
должны тщательно исследовать
характер спорного
правоотношения по
гражданскому делу,
обстоятельства уголовного
дела или дела об
административном
правонарушении и
обеспечивать их разрешение в
строгом соответствии с
Конституцией Республики
Беларусь, действующим
законодательством и
правилами его применения,
установленными ст. 7 Кодекса
Республики Беларусь о
судоустройстве и статусе
судей от
29 июня 2006 года*.
______________________________
*Вступает в силу 13 января
2007 г.
15. Судьям не допускать
нарушений процессуальных
норм, определяющих сроки
назначения и рассмотрения
дел в судах второй
инстанции. При поступлении
кассационных (частных) жалоб
или протестов на приговоры,
решения или иные судебные
постановления судам
принимать соответствующие
меры к надлежащей подготовке
судебных дел к кассационному
рассмотрению.
Не
допускать необоснованного
отказа в приеме кассационных
жалоб, исключить случаи
отложений разбирательств
кассационных дел по вине
судов, поскольку это
приводит как к
неоправданному затягиванию
вступления в законную силу
обоснованных судебных
постановлений, так и к
несвоевременному исправлению
ошибок.
16. Судам обеспечить
надлежащий учет всех
поступающих жалоб и
заявлений граждан и строгий
контроль за их прохождением
и рассмотрением в
установленные законом сроки.
Председатели районных
(городских), межгарнизонных
военных, областных, Минского
городского и Белорусского
военного судов несут личную
ответственность за
своевременное и качественное
рассмотрение жалоб и
заявлений граждан.
При
поступлении жалоб на
вступившие в законную силу
судебные постановления судам
надзорной инстанции
обеспечивать полное и
объективное их изучение, не
допуская при этом
необоснованных отказов в
опротестовании незаконных
судебных постановлений, а
при отказе в принесении
протеста убедительно
аргументировать принятое
решение в ответе на жалобу.
17. Обратить внимание судов,
что расширению доступа к
правосудию способствует
создание в судах условий,
необходимых для приема
граждан в удобное для них
время по всем вопросам,
относящимся к компетенции
судов. В помещениях судов
должно находиться достаточно
информационного материала о
порядке и условиях обращения
в суд, об основных правах и
обязанностях заявителей и
участников судебного
процесса, о порядке
обжалования судебных решений
и действий суда, о месте
нахождения юридических
консультаций и времени их
работы.
Руководителям судов всех
уровней регулярно
практиковать осуществление
выездного приема граждан с
широким оповещением
населения о его времени и
месте.
18. Судам необходимо иметь в
виду, что своевременное и
надлежащее исполнение
вступившего в законную силу
судебного постановления
является основным средством
реального восстановления
нарушенного права,
подлежащего судебной защите.
Поэтому суды должны в полной
мере использовать
предоставленные законом
средства судебного контроля
за исполнением приговоров и
решений.
Приостановление
исполнительного производства
должно иметь место в
случаях, предусмотренных
законом, а решение об этом
на стадии исполнения
необходимо принимать с
извещением сторон и других
заинтересованных лиц.
Судам
обеспечить законность и
объективность при разрешении
жалоб на действия судебных
исполнителей.
19. Обратить внимание судей
и работников аппаратов судов
на необходимость соблюдения
делового стиля в работе и
корректного отношения к
гражданам.
Судебные
документы, составленные по
результатам процессуальных
действий, должны излагаться
в доступной для понимания
форме, в соответствии с
нормами юридической и
языковой грамотности.
20. Верховному Суду
Республики Беларусь,
областным, Минскому
городскому и Белорусскому
военному судам периодически
анализировать состояние
уровня правосудия,
обеспечения права граждан на
судебную защиту, принимать
меры к устранению выявленных
недостатков, обобщать и
распространять положительный
опыт работы судов по данному
направлению.