TamBY  :  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РБ  :  ЗАКОНЫ БЕЛАРУСИ  :  КОДЕКСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  :  УКАЗЫ  :  ДЕКРЕТЫ  :  ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БЕЛАРУСИ

 

 

 

ГЛАВНАЯ

БЕЛАРУСЬ

РЕГИОНЫ

БАНКИ

ВУЗы

КОЛЛЕДЖИ

ПРАЗДНИКИ

САНАТОРИИ

ТЕЛЕКАНАЛЫ

КОДЕКСЫ

ЗАКОНЫ

    Ресурсы сайта

>

 Законодательство РБ

>

 Законы Беларуси

>

 Конституция РБ

>

 Кодексы Беларуси

 

 • Банковский кодекс

 • Бюджетный кодекс

 • Водный кодекс

 • Воздушный кодекс

 • Гражданский кодекс

 • ГПК

 • Жилищный кодекс

 • Избирательный кодекс

 • Инвестиционный кодекс

 • КоАП

 • Кодекс о браке и семье

 • Кодекс об образовании

 • Кодекс о земле

 • Кодекс о недрах

 • КВВТ

 • КТМ

 • КСиСС

 • Лесной кодекс

 • Налоговый кодекс

 • ПИКоАП

 • Таможенный кодекс

 • Трудовой кодекс

 • Уголовный кодекс

 • УПК

 • УИК

 • ХПК

>

 Указы Президента РБ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

21 декабря 2006 г. № 10

О практике применения законодательства, обеспечивающего право граждан на судебную защиту, и мерах по повышению ее эффективности в общих судах

Конституционное право граждан на судебную защиту реализуется путем предоставления каждому возможности беспрепятственного обращения в суд, осуществления правосудия на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов, обеспечения равенства всех перед законом и судом.

Задачей общих судов является защита личных прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, социально-экономических и политических прав, обеспечение правильного применения законодательства при осуществлении правосудия.

Изучение практики применения судами законодательства, обеспечивающего право граждан на судебную защиту, показало, что суды в основном правильно решают вопросы, связанные с возбуждением дел по заявлениям граждан, проводят их необходимую подготовку к судебному разбирательству, принимают меры к рассмотрению дел и материалов в установленные законом сроки. При этом в большинстве судов обеспечена возможность для ознакомления граждан с порядком и условиями обращения в суд, основными требованиями, предъявляемыми законодательством к заявлениям и документам, подаваемым при обращении в суд, содержится полная информация о приеме граждан по вопросам, относящимся к компетенции судов.

Вместе с тем в работе судов имеют место и факты невнимательного отношения к обращениям граждан, случаи необоснованного отказа в возбуждении дел, несоблюдения правовых норм, устанавливающих порядок и сроки рассмотрения дел и материалов.

В целях правильного применения законодательства, обеспечивающего право граждан на судебную защиту, повышения ее доступности и эффективности Пленум Верховного Суда постановляет:

1. Обратить внимание судов, что в целях обеспечения гарантии на судебную защиту, установленной ст. 60 Конституции Республики Беларусь, и реализации ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах судам надлежит принимать меры к созданию условий для беспрепятственного обращения граждан в суд и их активного участия в судопроизводстве, не допускать формального подхода к рассмотрению заявлений о возбуждении дел, а также нарушений установленных законом сроков и порядка рассмотрения дел и материалов, строго следовать принципам и нормам, обеспечивающим их справедливое и гласное разбирательство.

2. Судам надлежит иметь в виду, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей ( ст. 70 ГПК). При этом полномочия на ведение дела в суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий. Права представителя, перечисленные в ч. 2 ст. 79 ГПК, должны быть специально оговорены в доверенности, выданной представляемым, либо в устном заявлении, сделанном в суде, что отражается в протоколе судебного заседания.

3. В случаях обращения в суд несовершеннолетних, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными ( ст. 59 ГПК), при отсутствии у них законного представителя, в целях обеспечения гарантии реального равноправия сторон следует принимать меры для привлечения законного представителя или назначения таким лицам представителя согласно ст. 77 ГПК, а также признавать необходимым по таким делам участие прокурора.

4. При назначении и подготовке судебного разбирательства уголовных дел судам надо проверять, привлечены ли к участию в уголовном процессе все заинтересованные лица, в том числе законные представители несовершеннолетних или недееспособных: обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, потерпевшего, гражданского истца. Если это требование закона в ходе досудебного производства выполнено не было, суд (судья) обязан вынести определение (постановление) о признании соответствующих лиц законными представителями ( ст. 56 УПК).

5. Судам при применении правил подсудности, установленных Гражданским процессуальным кодексом и другими законами, не допускать формального подхода к решению вопросов, связанных с принятием заявлений граждан к производству суда.

В случаях неподсудности дела суду, которому адресовано заявление гражданина, в определении судьи об отказе в возбуждении дела должно быть указано, в какой суд следует обратиться заявителю.

Если до начала рассмотрения дела поступило ходатайство о его передаче в другой суд в целях более быстрого и правильного рассмотрения, суд должен его разрешить в соответствии с правилами ст. 52 ГПК.

6. Разъяснить судам, что при установлении недостатков в заявлении (жалобе) гражданина судья в определении об оставлении документа без движения обязан указать на конкретные недостатки, препятствующие принятию заявления (жалобы), и установить срок, достаточный для их исправления ( ст. 111 ГПК). В случае если к заявлению необходимо приложить соответствующие документы (ч. 2 ст. 109 ГПК), судья должен оказать содействие в их истребовании, если об этом заявлено ходатайство.

Оставление заявления без движения по основаниям, не предусмотренным законом, недопустимо.

7. В целях усиления гарантий права на судебную защиту лиц, которым преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, суды не должны допускать необоснованного возвращения заявлений о возбуждении уголовных дел частного обвинения. При этом следует учитывать, что к таким делам применяются правила подсудности, установленные главой 32 УПК, с учетом особенностей производства по делам частного обвинения.

Заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения может быть возвращено лишь в том случае, если оно не соответствует требованиям ч. 2 ст. 426 УПК и имеющиеся недостатки препятствуют его принятию. Решение об этом должно приниматься в форме постановления, содержащего конкретные указания на недостатки, подлежащие исправлению (п. 24 ст. 6УПК).

8. Судам надлежит иметь в виду, что в целях обеспечения доступа к правосудию Законом Республики Беларусь от 10 января 1992 года «О государственной пошлине», а также Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины», иными законодательными актами для некоторых категорий граждан при их обращении в суды установлены льготы по уплате государственной пошлины.

В силу ст. 130 ГПК решение суда или судьи об освобождении полностью или частично от уплаты судебных расходов в доход государства должно основываться на учете имущественного положения гражданина. При этом следует принимать во внимание, в частности, размер заработной платы и (или) доходов, возраст, состояние здоровья, количество иждивенцев, иные обстоятельства, объективно свидетельствующие о затруднительном материальном положении заявителя. Если приобщенных к заявлению об освобождении от судебных расходов документов о материальном положении заявителя недостаточно, судья по его ходатайству истребует дополнительные.

9. В целях создания условий для надлежащего исполнения судебного решения суд как по заявлению заинтересованного в исходе дела лица, так и по своей инициативе может принять меры по обеспечению иска в соответствии с правилами главы 25 ГПК. Такие меры должны соответствовать характеру заявленных требований, реально обеспечивать исполнение возможного судебного решения и приниматься своевременно, по заявлению юридически заинтересованных в исходе дела лиц – в день поступления заявления, а по собственной инициативе – при возникновении обоснованных сомнений в добросовестности поведения ответчика.

В ходе производства по уголовным делам о преступлениях, последствиями которых явилось причинение имущественного, физического или морального вреда, судам надлежит разъяснять лицам, которым он причинен, право на предъявление гражданского иска в уголовном процессе и своевременно принимать меры к его обеспечению путем наложения ареста на имущество обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия ( ст. 132 УПК).

10. Суды должны принимать меры, обеспечивающие реализацию положений ст. 62 Конституции Республики Беларусь, гарантирующей право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. Если при обращении в суд или в процессе гражданского судопроизводства будет установлено, что гражданин нуждается в юридической помощи, судья обязан разъяснить его право на получение юридической помощи путем обращения в соответствующую коллегию адвокатов и что в случаях, предусмотренных ст. 6 Закона Республики Беларусь от 15 июня 1993 года «Об адвокатуре», юридическая помощь оказывается бесплатно.

11. Обратить внимание судов, что право на получение юридической помощи в уголовном судопроизводстве имеет не только обвиняемый, но и потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик. В случаях, указанных в законе, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (ч. 5 ст. 20 УПК).

Обвиняемый имеет право пользоваться помощью защитника (адвоката) с момента предъявления обвинения (п. 5 ч. 2 ст. 43 УПК). В судебном разбирательстве суд обязан обеспечить участие защитника в деле как по ходатайству самого обвиняемого, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону, а сам обвиняемый, его законные представители или близкие родственники защитника не пригласили (ч. 1 ст. 45 УПК). Отказ от защитника может быть принят, если он заявлен обвиняемым по собственной инициативе, добровольно и не связан с отсутствием средств для оплаты юридической помощи (ст. 47 УПК).

12. Судам следует строго соблюдать установленные процессуальным законодательством требования о разъяснении прав участникам судебного разбирательства, выяснении их мнения по вопросам, подлежащим разрешению судом, и получении их согласия на производство соответствующих действий в случаях, предусмотренных УПК и ГПК.

Недопустимы любые ограничения прав участников судебного разбирательства, обусловленные незнанием языка или недостаточным владением языком, на котором ведется производство по делу. Необеспечение этим лицам возможности пользоваться в любой стадии процесса родным языком является существенным нарушением ст. 50 Конституции Республики Беларусь, а также ст. 21 УПК и ст. 16 ГПК.

Суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить их право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке.

В случаях незнания языка, на котором ведется производство по делу, участники судебного процесса обеспечиваются услугами переводчика.

13. Судам надлежит иметь в виду, что строгое соблюдение установленных процессуальным законодательством сроков и порядка рассмотрения дел и материалов является важной составляющей в реализации права граждан на своевременную и эффективную судебную защиту их прав и законных интересов.

В целях искоренения волокиты, необоснованных приостановлений и отложений дел, неоправданных длительных перерывов судебных заседаний судьям необходимо обеспечить надлежащую подготовку каждого дела к разбирательству, строго соблюдать установленный порядок рассмотрения дел в судах.

Применение предусмотренных законом форм упрощенного и ускоренного судопроизводства не должно влечь нарушений прав участников процесса.

14. Обратить внимание судов, что реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан возможно лишь при вынесении законного, обоснованного и справедливого судебного постановления. Поэтому суды должны тщательно исследовать характер спорного правоотношения по гражданскому делу, обстоятельства уголовного дела или дела об административном правонарушении и обеспечивать их разрешение в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством и правилами его применения, установленными ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 года*.

______________________________

*Вступает в силу 13 января 2007 г.

15. Судьям не допускать нарушений процессуальных норм, определяющих сроки назначения и рассмотрения дел в судах второй инстанции. При поступлении кассационных (частных) жалоб или протестов на приговоры, решения или иные судебные постановления судам принимать соответствующие меры к надлежащей подготовке судебных дел к кассационному рассмотрению.

Не допускать необоснованного отказа в приеме кассационных жалоб, исключить случаи отложений разбирательств кассационных дел по вине судов, поскольку это приводит как к неоправданному затягиванию вступления в законную силу обоснованных судебных постановлений, так и к несвоевременному исправлению ошибок.

16. Судам обеспечить надлежащий учет всех поступающих жалоб и заявлений граждан и строгий контроль за их прохождением и рассмотрением в установленные законом сроки.

Председатели районных (городских), межгарнизонных военных, областных, Минского городского и Белорусского военного судов несут личную ответственность за своевременное и качественное рассмотрение жалоб и заявлений граждан.

При поступлении жалоб на вступившие в законную силу судебные постановления судам надзорной инстанции обеспечивать полное и объективное их изучение, не допуская при этом необоснованных отказов в опротестовании незаконных судебных постановлений, а при отказе в принесении протеста убедительно аргументировать принятое решение в ответе на жалобу.

17. Обратить внимание судов, что расширению доступа к правосудию способствует создание в судах условий, необходимых для приема граждан в удобное для них время по всем вопросам, относящимся к компетенции судов. В помещениях судов должно находиться достаточно информационного материала о порядке и условиях обращения в суд, об основных правах и обязанностях заявителей и участников судебного процесса, о порядке обжалования судебных решений и действий суда, о месте нахождения юридических консультаций и времени их работы.

Руководителям судов всех уровней регулярно практиковать осуществление выездного приема граждан с широким оповещением населения о его времени и месте.

18. Судам необходимо иметь в виду, что своевременное и надлежащее исполнение вступившего в законную силу судебного постановления является основным средством реального восстановления нарушенного права, подлежащего судебной защите. Поэтому суды должны в полной мере использовать предоставленные законом средства судебного контроля за исполнением приговоров и решений.

Приостановление исполнительного производства должно иметь место в случаях, предусмотренных законом, а решение об этом на стадии исполнения необходимо принимать с извещением сторон и других заинтересованных лиц.

Судам обеспечить законность и объективность при разрешении жалоб на действия судебных исполнителей.

19. Обратить внимание судей и работников аппаратов судов на необходимость соблюдения делового стиля в работе и корректного отношения к гражданам.

Судебные документы, составленные по результатам процессуальных действий, должны излагаться в доступной для понимания форме, в соответствии с нормами юридической и языковой грамотности.

20. Верховному Суду Республики Беларусь, областным, Минскому городскому и Белорусскому военному судам периодически анализировать состояние уровня правосудия, обеспечения права граждан на судебную защиту, принимать меры к устранению выявленных недостатков, обобщать и распространять положительный опыт работы судов по данному направлению.

 

Председатель Верховного Суда
Республики Беларусь                                                                                                             В.О.Сукало
 
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда Республики Беларусь                               И.Н.Минец
                             

Главная | Постановления | Кодексы Беларуси | Законы Беларуси | Карта сайта | Обратная связь

 

 RATING ALL.BY

 

 

 

       
TamBY © Copyright 2007-2014