Настоящий Закон устанавливает
порядок выезда граждан Республики Беларусь
для трудоустройства за границу, привлечения
иностранной рабочей силы в Республику
Беларусь и определяет правовые нормы защиты
трудящихся-мигрантов.
Действие Закона распространяется
на государственные органы, иные юридические
лица и индивидуальных предпринимателей,
занимающихся направлением граждан Республики
Беларусь для трудовой деятельности за
границу, привлечением иностранной рабочей
силы в Республику Беларусь, на нанимателей
Республики Беларусь, заключающих трудовые
договоры с трудящимися-мигрантами, а также
на трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Настоящий Закон не применяется к
иностранным гражданам и лицам без
гражданства:
а) получившим статус беженца или
убежище на территории Республики Беларусь;
б) ходатайствующим о
предоставлении статуса беженца или убежища в
Республике Беларусь;
в) постоянно проживающим на
территории Республики Беларусь;
г) работающим в дипломатических
представительствах и консульских
учреждениях, аккредитованных в Республике
Беларусь, представительствах международных
организаций, иностранных фирм, находящихся
на территории Республики Беларусь;
д) работающим в учреждениях,
созданных на территории Республики Беларусь
в соответствии с международными договорами
Республики Беларусь, деятелям науки и
культуры;
е) священнослужителям,
занимающимся религиозной деятельностью в
официально зарегистрированных в Республике
Беларусь религиозных организациях;
ж) обучающимся и проходящим практику в
рамках программ учреждений образования;
з) аккредитованным в Республике
Беларусь в качестве сотрудников зарубежных
средств массовой информации;
и) приглашаемым на срок не более
90 суток для чтения курса лекций и другой
учебной работы в учреждениях, обеспечивающих
получение высшего образования, повышение
квалификации и переподготовку кадров;
к) трудоустраивающимся в ином
порядке, определенном международными
договорами Республики Беларусь.
государство выезда – государство, на
территории которого трудящийся-мигрант
проживает постоянно и выезжает для получения
работы в другом государстве;
государство трудоустройства –
государство, в котором трудящийся-мигрант
занимался, занимается или будет заниматься
трудовой деятельностью;
Статья 3. Государственное управление в
сфере внешней трудовой миграции
Реализацию государственной
политики в сфере внешней трудовой миграции
обеспечивают Министерство внутренних дел
Республики Беларусь, Департамент по
гражданству и миграции Министерства
внутренних дел Республики Беларусь (далее –
Департамент), а также структурные
подразделения по гражданству и миграции
главного управления внутренних дел Минского
городского исполнительного комитета,
управлений внутренних дел областных
исполнительных комитетов, управлений,
отделов, отделений внутренних дел в районах,
городах, районах в городах (далее, если не
указано иное, – подчиненные подразделения по
гражданству и миграции).
По поручению Совета Министров
Республики Беларусь вопросы внешней трудовой
миграции рассматриваются другими
государственными органами в пределах их
компетенции.
Статья 4. Порядок привлечения в
Республику Беларусь иностранной рабочей силы
Осуществление юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями
деятельности, связанной с привлечением в
Республику Беларусь иностранной рабочей
силы, производится на основании специальных
разрешений (лицензий) в порядке,
определяемом законодательством Республики
Беларусь.
Статья 41. Порядок
осуществления деятельности, связанной с
трудоустройством граждан Республики Беларусь
за границей
Любые действия, в том числе
однократные, направленные на трудоустройство
граждан Республики Беларусь за границей,
включая посредничество, осуществляются
только при наличии специального разрешения
(лицензии), выдаваемого в соответствии с
законодательством о лицензировании при
наличии документа, подтверждающего
договоренность между соискателем лицензии и
иностранным нанимателем (либо между
соискателем лицензии и иностранной
посреднической организацией в случае,
указанном в части второй настоящей статьи) о
трудоустройстве граждан Республики Беларусь
за границей, и сведений об этом нанимателе,
определяемых Советом Министров Республики
Беларусь, а также после проведения
предварительной проверки условий
осуществления этой деятельности. Порядок
проведения такой проверки устанавливается
Советом Министров Республики Беларусь.
Специальное разрешение
(лицензия) на осуществление деятельности,
связанной с трудоустройством за границей в
период летних каникул граждан, обучающихся в
организациях системы образования Республики
Беларусь, по студенческим программам, по
которым Министерство образования дает
заключения о возможности трудоустройства
граждан за границей, выдается при наличии
документа, подтверждающего соответствующую
договоренность между соискателем лицензии и
иностранным нанимателем либо иностранной
посреднической организацией. В иных случаях
заключение договоров о трудоустройстве
граждан Республики Беларусь за границей с
организациями и гражданами, в том числе
иностранными, не являющимися
непосредственными нанимателями, запрещается.
Юридические лица и
индивидуальные предприниматели,
осуществляющие деятельность, связанную с
трудоустройством граждан Республики Беларусь
за границей, обязаны:
регистрировать в структурных
подразделениях по гражданству и миграции
главного управления внутренних дел Минского
городского исполнительного комитета,
управлений внутренних дел областных
исполнительных комитетов трудовые договоры с
иностранными нанимателями в отношении
каждого трудоустраиваемого за границей
гражданина Республики Беларусь с
представлением сведений о нанимателе,
предусмотренных частью первой настоящей
статьи;
заключать с гражданами
Республики Беларусь письменный договор о
содействии в трудоустройстве у иностранного
нанимателя за пределами Республики Беларусь,
который должен содержать обязательство об
оказании помощи в заключении трудового
договора с иностранным нанимателем,
обязанность стороны, оказывающей услугу,
предоставить полную и объективную информацию
о нанимателе, характере предполагаемой
работы, предварительные условия заключения
трудового договора, ответственность стороны,
оказывающей услугу, за предоставление не
соответствующей действительности информации;
проверять достоверность
информации об иностранных нанимателях;
представлять в структурные
подразделения по гражданству и миграции
главного управления внутренних дел Минского
городского исполнительного комитета,
управлений внутренних дел областных
исполнительных комитетов по месту своей
регистрации информацию о гражданах
Республики Беларусь, выехавших на работу за
границу, в течение пяти рабочих дней со дня
их отъезда и в такой же срок – со дня их
возвращения.
Министерство внутренних дел
Республики Беларусь направляет не позднее
5-го числа каждого месяца в Министерство
иностранных дел Республики Беларусь
обобщенную информацию о гражданах Республики
Беларусь, выехавших на работу за границу, и
гражданах Республики Беларусь,
возвратившихся после окончания работы.
В целях регулирования рынка
труда, защиты прав и свобод граждан
Республики Беларусь Совет Министров
Республики Беларусь вправе вносить
Президенту Республики Беларусь предложения о
введении временных ограничений на выдачу
специальных разрешений (лицензий) на
осуществление деятельности, связанной с
трудоустройством граждан Республики Беларусь
за границей.
Статья 5. Порядок выезда и въезда
трудящихся-мигрантов
Граждане Республики Беларусь,
выезжающие за границу на работу, должны
иметь трудовой договор, заключенный с
нанимателем, и визу государства
трудоустройства, выданную его
дипломатическим представительством или
консульским учреждением.
Порядок привлечения
трудящихся-мигрантов, возрастные и иные
требования к ним устанавливаются
законодательством государства
трудоустройства, международными договорами
Республики Беларусь.
Трудящиеся-мигранты въезжают для
трудоустройства в Республику Беларусь и
возвращаются в государство выезда по визе,
выданной в установленном порядке
дипломатическим представительством или
консульским учреждением Республики Беларусь
за границей.
Виза может быть продлена в
случаях:
а) продления срока трудового
договора с трудящимся-мигрантом;
б) представления документов,
подтверждающих уважительность причины ее
неиспользования (болезнь, стихийное бедствие
и др.) и сохранение рабочего места согласно
заключенному с нанимателем трудовому
договору.
Трудящиеся-мигранты, прибывшие в
Республику Беларусь, подлежат в
установленном порядке регистрации в
подчиненных подразделениях по гражданству и
миграции по месту их временного проживания.
По истечении срока действия
трудового договора трудящиеся-мигранты и
члены их семей обязаны покинуть государство
трудоустройства.
Трудящиеся-мигранты и члены их семей в
случае необходимости могут в любое время
выехать из Республики Беларусь.
Статья 6. Въезд и пребывание членов семей
трудящихся-мигрантов
Члены семьи трудящегося-мигранта
могут въехать в Республику Беларусь вместе с
трудящимся-мигрантом или присоединиться к
нему в период его трудовой деятельности,
если это предусмотрено условиями
заключенного с нанимателем трудового
договора.
Статья 7. Групповые перемещения
трудящихся-мигрантов
Групповые перемещения
трудящихся-мигрантов осуществляются на
основании заключенных Республикой Беларусь
международных договоров, которыми
определяются порядок въезда, выезда и
пребывания групп трудящихся-мигрантов,
условия их труда и его оплаты, социальное
обеспечение.
Статья 8. Маятниковая (приграничная)
трудовая миграция
Государство содействует обмену
рабочей силой между приграничными
территориями Республики Беларусь и соседних
государств в интересах развития
экономических, научно-технических,
культурно-просветительных связей. Контроль
за маятниковой (приграничной) трудовой
миграцией осуществляется подчиненными
подразделениями по гражданству и миграции.
Порядок привлечения приграничных
трудящихся на территорию Республики
Беларусь, их правовое положение регулируются
международными договорами и актами
законодательства Республики Беларусь.
Статья 9. Квоты (пределы) для
трудящихся-мигрантов
Совет Министров Республики
Беларусь с учетом государственных интересов
и ситуации на внутреннем рынке труда и
приоритетности права граждан Республики
Беларусь на занятие вакантных мест
устанавливает квоты (пределы) на привлечение
иностранной рабочей силы в Республику
Беларусь.
Статья 10. Трудовой договор
Трудовые отношения
трудящегося-мигранта с нанимателем
оформляются трудовым договором, который
заключается в письменной форме на родном или
понятном для трудящегося-мигранта языке и
должен содержать данные:
о сроке его действия, характере
и месте работы, условиях труда и его оплате,
в том числе за работу в ночное, сверхурочное
время, выходные и праздничные дни;
о размере премий, надбавок и
удержаниях с заработной платы;
о правах, обязанностях,
ответственности сторон, порядке и условиях
расторжения или продления трудового
договора;
об организации переезда,
питания, проживания, медицинского
обслуживания трудящегося-мигранта и членов
его семьи;
о порядке и условиях социального
страхования трудящегося-мигранта;
о порядке возмещения вреда,
причиненного здоровью трудящегося-мигранта в
процессе его трудовой деятельности, и о
других социальных гарантиях.
Наниматель Республики Беларусь
обязан зарегистрировать заключенный трудовой
договор в подчиненном подразделении по
гражданству и миграции.
Один экземпляр трудового
договора, заключенного между иностранным
нанимателем и гражданином Республики
Беларусь, вручается трудящемуся-мигранту до
его выезда в государство трудоустройства.
Статья 11. Принцип равенства
При заключении трудовых
договоров на трудоустройство граждан
Республики Беларусь за границей и
привлечение в Республику Беларусь
иностранной рабочей силы должен соблюдаться
принцип равенства прав трудящихся-мигрантов
с гражданами государства трудоустройства в
соответствии с законодательством государства
трудоустройства.
Не допускается наем
трудящихся-мигрантов на условиях, унижающих
человеческое достоинство, наносящих вред
здоровью.
За гражданами Республики
Беларусь, выехавшими за границу для трудовой
деятельности по трудовому договору,
сохраняются права и обязанности,
предусмотренные законодательством Республики
Беларусь.
Статья 12. Обеспечение занятости и
социальных прав трудящегося-мигранта
Государство принимает меры по
обеспечению занятости и социальных прав
трудящегося-мигранта.
Если трудовой договор с
трудящимся-мигрантом расторгнут в связи с
ликвидацией, реорганизацией или сокращением
численности, штата работников нанимателя,
соответствующие государственные органы
принимают меры по вовлечению
трудящегося-мигранта, насколько это
возможно, с его согласия, в другие
равноценные трудовые отношения на срок
действия заключенного трудового договора.
На трудящегося-мигранта
распространяются льготы и компенсации,
установленные законодательством Республики
Беларусь для высвобождаемых по указанным
основаниям работников – граждан Республики
Беларусь, если иное не предусмотрено
трудовым договором.
При нарушении условий трудового
договора нанимателем Республики Беларусь
Департамент и подчиненные подразделения по
гражданству и миграции оказывают содействие
трудящемуся-мигранту в получении
причитающихся ему льгот и компенсаций,
досрочном расторжении трудового договора и
возвращении в страну выезда за счет
нанимателя.
В случае нарушения нанимателем
условий трудового договора с
трудящимся-мигрантом, являющимся гражданином
Республики Беларусь, выехавшим для трудовой
деятельности за границу, трудящийся-мигрант
вправе обратиться в дипломатическое
представительство или консульское учреждение
Республики Беларусь, которые обязаны принять
меры по защите его прав, в том числе на
получение причитающихся льгот и компенсаций,
расторжению трудового договора и возвращению
трудящегося-мигранта (и членов его семьи) в
Республику Беларусь за счет нанимателя.
Статья 13. Исключена.
Статья 14. Досрочное возвращение
трудящегося-мигранта в государство выезда
В случае досрочного расторжения
трудового договора по вине
трудящегося-мигранта в соответствии с
законодательством Республики Беларусь
расходы на его возвращение в государство
выезда оплачиваются за счет его личных
средств. При досрочном расторжении трудового
договора по вине нанимателя расходы на
возвращение трудящегося-мигранта в
государство выезда несет наниматель.
В случаях невозможности покрытия
расходов на отправку трудящегося-мигранта из
Республики Беларусь в государство выезда за
счет его личных средств или средств
нанимателя финансирование этих расходов
может осуществляться за счет средств
республиканского бюджета.
Статья 15. Социальное обеспечение
В случае временной
нетрудоспособности и болезни, беременности и
родов, рождения ребенка трудящиеся-мигранты,
работающие на территории Республики Беларусь
по трудовому договору, пользуются льготами,
пособиями в соответствии с законодательством
государства трудоустройства.
Вопросы пенсионного обеспечения
трудящихся-мигрантов и членов их семей
регулируются двусторонними международными
договорами Республики Беларусь.
Статья 16. Возмещение вреда, причиненного
здоровью трудящегося-мигранта
Возмещение вреда, причиненного
здоровью трудящегося-мигранта вследствие
увечья либо иного повреждения здоровья,
связанного с исполнением трудовых
обязанностей за границей, а также вследствие
наступления смерти потерпевшего,
производится в соответствии с трудовым
договором.
Государственные органы или по их
поручению другие организации оказывают
содействие в переводе сумм, причитающихся за
причиненный вред здоровью, по месту
жительства трудящегося-мигранта,
занимающегося трудовой деятельностью в
Республике Беларусь.
В случае смерти работника
наниматель обеспечивает перевозку тела и
личных вещей умершего на территорию
государства выезда и несет все связанные с
этим затраты. Наниматель информирует
об этом дипломатическое представительство
или консульское учреждение государства
выезда с представлением материалов по факту
смерти работника.
Не допускается высылка
трудящегося-мигранта в государство выезда
при увечьи или болезни, связанных с
исполнением трудовых обязанностей в
Республике Беларусь, кроме тех случаев,
когда потерпевший гражданин желает этого сам
или это предусматривается международным
договором Республики Беларусь.
Статья 17. Перевод денежных средств
Трудящиеся-мигранты,
занимающиеся трудовой деятельностью в
Республике Беларусь, могут осуществлять
перевод заработанных средств и сбережений на
территорию государства выезда в соответствии
с законодательством Республики Беларусь,
если иное не предусмотрено международными
договорами Республики Беларусь.
Статья 18. Налогообложение
трудящихся-мигрантов
Налогообложение
трудящихся-мигрантов, занимающихся трудовой
деятельностью в Республике Беларусь,
осуществляется в соответствии с
законодательством Республики Беларусь.
Исключение двойного
налогообложения заработков
трудящихся-мигрантов регулируется
международными договорами Республики
Беларусь.
Статья 19. Ввоз и вывоз
трудящимися-мигрантами личного имущества,
инструментов и оборудования
Трудящиеся-мигранты и
проживающие вместе с ними члены их семей
могут временно ввозить в Республику Беларусь
в течение срока действия контракта товары,
предназначенные для их личного пользования,
включая товары для первоначального
обзаведения, инструменты и оборудование,
необходимые для выполнения функциональных
обязанностей, а также вывозить указанные
товары, инструменты и оборудование в
соответствии с законодательством Республики
Беларусь.
Статья 20. Ответственность юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей
Юридические лица и
индивидуальные предприниматели обязаны
обеспечивать соответствующие государственные
органы и трудящихся-мигрантов, принимаемых
на работу по трудовому договору, объективной
информацией о характере работы, об оплате и
охране труда, условиях проживания, о
социальном и медицинском обеспечении,
проезде трудящихся-мигрантов и членов их
семей к месту трудовой деятельности и
возвращении в государство выезда.
Юридические лица и
индивидуальные предприниматели,
осуществляющие деятельность, связанную с
привлечением в Республику Беларусь
иностранной рабочей силы и трудоустройством
граждан Республики Беларусь за границей,
которые ввели в заблуждение нанимающихся
работников и представили в Департамент и
подчиненные подразделения по гражданству и
миграции ложные сведения о характере
трудовой деятельности, лишаются права на
осуществление этой деятельности и
привлекаются к ответственности в
соответствии с законодательными актами
Республики Беларусь.
Статья 21. Предотвращение нелегальной
трудовой миграции
Департамент и подчиненные
подразделения по гражданству и миграции
совместно с другими государственными
органами принимают меры для предотвращения и
пресечения нелегального миграционного
движения, нелегального найма граждан
Республики Беларусь для работы за границей и
иностранных граждан для работы в Республике
Беларусь.
Департамент и подчиненные
подразделения по гражданству и миграции
имеют право проверки деятельности
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, связанной с привлечением в
Республику Беларусь иностранной рабочей силы
и трудоустройством граждан Республики
Беларусь за границей.
Юридические лица и
индивидуальные предприниматели, допустившие
нарушение установленного порядка направления
граждан Республики Беларусь для трудовой
деятельности за границу и привлечения
иностранных граждан для работы в Республике
Беларусь, привлекаются к ответственности в
соответствии с законодательными актами
Республики Беларусь.
Статья 22. Информационное обеспечение в
сфере внешней трудовой миграции
Департамент и подчиненные
подразделения по гражданству и миграции
обеспечивают граждан Республики Беларусь
достоверной информацией в сфере внешней
трудовой миграции и принимают меры,
направленные на предотвращение
распространения информации, вводящей в
заблуждение.
Публикация информационных
(рекламных) объявлений о трудоустройстве
граждан Республики Беларусь за границей без
согласования с Министерством внутренних дел
Республики Беларусь запрещается. Юридические
лица, индивидуальные предприниматели и
средства массовой информации за нарушение
порядка рекламирования деятельности в сфере
внешней трудовой миграции, а также в случае
признания рекламы ненадлежащей несут
ответственность, предусмотренную
законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 23. Международное сотрудничество
по проблемам внешней трудовой миграции
Департамент в целях
урегулирования проблем, возникающих в
процессе внешней трудовой миграции,
развивает сотрудничество с другими
государствами и соответствующими
международными организациями.
Статья 24. Применение международных
договоров
Если международным договором
Республики Беларусь установлены иные
правила, чем те, которые содержатся в
настоящем Законе, применяются правила
международного договора.
Статья 25. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу
со дня его опубликования.