ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
31 мая 2003 г.
№ 200-З
"Об
основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
Принят Палатой
представителей 22 апреля 2003 года
Одобрен Советом Республики 15 мая 2003 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 26
июня 2005 г. № 28-З (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.,
№ 104, 2/1125) <H10500028>;
Закон Республики Беларусь от
10 июля 2007 г. № 250-З (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
2007 г., № 170, 2/1347) <H10700250>
Настоящий Закон устанавливает
основы правового регулирования отношений,
возникающих в связи с деятельностью по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в
настоящем Законе, и их определения
В настоящем Законе применяются следующие
основные термины и их определения:
безнадзорность – социальное явление,
характеризующееся отсутствием надлежащего
контроля за поведением и образом жизни
несовершеннолетних, способствующим
совершению ими правонарушений;
безнадзорный – лицо в возрасте до
восемнадцати лет, контроль за поведением
которого отсутствует вследствие неисполнения
или ненадлежащего исполнения обязанностей по
его воспитанию, обучению или содержанию со
стороны родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей или вследствие самовольного
ухода его из дома или детского интернатного
учреждения;
беспризорный – безнадзорный, не
имеющий места жительства;
несовершеннолетний, находящийся в
социально опасном положении, – лицо в
возрасте до восемнадцати лет, которое
вследствие безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей
опасность для его жизни или здоровья либо не
отвечающей требованиям к его воспитанию или
содержанию, либо совершает правонарушения
или иные антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном
положении, – семья, несовершеннолетние
члены которой находятся в социально опасном
положении, а также семья, где родители,
усыновители, опекуны или попечители
несовершеннолетних не исполняют или
ненадлежащим образом исполняют свои
обязанности по воспитанию, обучению или
содержанию несовершеннолетних, либо
отрицательно влияют на их поведение, либо
жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа –
деятельность по своевременному выявлению
несовершеннолетних и семей, находящихся в
социально опасном положении, а также по их
социально-психолого-педагогической
реабилитации или предупреждению совершения
несовершеннолетними правонарушений либо иных
антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних –
система социальных, правовых и иных мер,
которые направлены на выявление и устранение
причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности, совершению
несовершеннолетними правонарушений или иных
антиобщественных действий, и осуществляются
в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с
несовершеннолетними и семьями, находящимися
в социально опасном положении;
несовершеннолетний, не подлежащий
уголовной ответственности, –
несовершеннолетний, который совершил
общественно опасное деяние, предусмотренное
Уголовным кодексом Республики Беларусь, но
не достиг возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, либо вследствие
отставания в умственном развитии, не
связанного с болезненным психическим
расстройством, был не способен сознавать
фактический характер или общественную
опасность своего деяния.
Статья 2. Основные задачи и принципы
деятельности по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Основными задачами деятельности по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности,
беспризорности, правонарушений или иных
антиобщественных действий
несовершеннолетних, выявление и устранение
их причин и условий;
обеспечение защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних;
социально-психолого-педагогическая
реабилитация несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения
несовершеннолетних в совершение преступлений
или иных антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
основывается на принципах законности,
демократизма, гуманного обращения с
несовершеннолетними, поддержки семьи и
взаимодействия с ней, индивидуального
подхода к воспитанию несовершеннолетних с
соблюдением конфиденциальности полученной
информации, государственной поддержки
органов, учреждений и иных организаций,
осуществляющих деятельность, связанную с
профилактикой безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних,
обеспечения ответственности должностных лиц
и граждан за нарушение прав и законных
интересов несовершеннолетних.
Статья 3. Законодательство Республики
Беларусь о профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Законодательство Республики Беларусь,
регулирующее деятельность по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, основывается на
Конституции Республики Беларусь,
общепризнанных принципах международного
права и состоит из настоящего Закона,
Закона
Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года
«О правах ребенка» (Ведамасці Вярхоўнага
Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 33,
ст. 430; Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 2/215)
и других актов законодательства Республики
Беларусь.
Статья 4. Органы, учреждения и иные
организации, осуществляющие профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Органами, осуществляющими профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, являются комиссии по
делам несовершеннолетних, государственные
органы управления образованием, органы опеки
и попечительства, органы по труду и
социальной защите, органы государственного
управления здравоохранением, органы
государственной службы занятости, органы
внутренних дел.
Иные органы, учреждения и организации в
пределах своей компетенции осуществляют
деятельность по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в
порядке, установленном настоящим Законом и
иными актами законодательства.
Статья 5. Категории лиц, в отношении которых
проводится индивидуальная профилактическая
работа
Органы, учреждения и иные организации,
осуществляющие профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, проводят
индивидуальную профилактическую работу в
отношении следующих несовершеннолетних:
безнадзорных;
беспризорных;
занимающихся бродяжничеством или
попрошайничеством;
уклоняющихся от получения общего базового
образования;
содержащихся в приемниках-распределителях
для несовершеннолетних, специальных
учебно-воспитательных или
лечебно-воспитательных учреждениях или
других учреждениях для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной помощи и
реабилитации;
употребляющих спиртные напитки,
наркотические средства или психотропные
вещества без назначения врача или иные
одурманивающие вещества;
совершивших правонарушения, повлекшие
применение мер административного взыскания;
совершивших правонарушения, предусмотренные
Кодексом Республики Беларусь об
административных правонарушениях, до
достижения возраста, с которого наступает
административная ответственность;
совершивших общественно опасные деяния,
предусмотренные Уголовным кодексом
Республики Беларусь, но не достигших
возраста, с которого наступает уголовная
ответственность, либо которые вследствие
отставания в умственном развитии, не
связанного с болезненным психическим
расстройством, были не способны сознавать
фактический характер или общественную
опасность своих деяний;
подозреваемых или обвиняемых в совершении
преступлений, в отношении которых избраны
меры пресечения, не связанные с заключением
под стражу;
освобожденных от уголовной ответственности в
силу утраты деянием общественной опасности,
в связи с деятельным раскаянием, примирением
с потерпевшим, на основании акта амнистии;
освобожденных от уголовной ответственности с
передачей их под наблюдение родителей или
лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов
или попечителей);
осужденных с отсрочкой исполнения наказания,
с условным неприменением наказания, без
назначения наказания, условно-досрочно
освобожденных от наказания, освобожденных от
наказания вследствие чрезвычайных
обстоятельств, на основании актов амнистии
или помилования;
осужденных с применением принудительных мер
воспитательного характера;
осужденных с назначением наказания в виде
общественных работ, штрафа, лишения права
заниматься определенной деятельностью,
исправительных работ;
освобожденных из воспитательных колоний,
вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных или
лечебно-воспитательных учреждений, если они
в период пребывания в указанных учреждениях
допускали нарушения режима или совершали
противоправные деяния, либо после
освобождения (выпуска) находятся в социально
опасном положении, либо нуждаются в
социальной помощи и реабилитации.
Органы, учреждения и иные организации,
осуществляющие профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, проводят
индивидуальную профилактическую работу в
отношении родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей несовершеннолетних, если они
не исполняют или ненадлежащим образом
исполняют свои обязанности по воспитанию,
обучению или содержанию несовершеннолетних,
либо отрицательно влияют на их поведение,
либо жестоко обращаются с ними.
Статья 6. Основания для проведения
индивидуальной профилактической работы
Индивидуальная профилактическая работа в
отношении несовершеннолетних, их родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей,
указанных в
статье 5 настоящего Закона, проводится
на основании следующих документов:
заявления несовершеннолетнего либо его
родителей, усыновителей, опекунов или
попечителей об оказании им помощи по
вопросам, относящимся к компетенции органов,
учреждений и иных организаций,
осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
приговора, решения, постановления или
определения суда;
постановления комиссии по делам
несовершеннолетних, прокурора, следователя,
органа дознания или начальника органа
внутренних дел;
заключения, утвержденного руководителем
органа, учреждения и иной организации,
осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, по
результатам проведенной проверки жалоб,
заявлений или других сообщений;
иных документов, определенных настоящим
Законом как основания для помещения
несовершеннолетних в учреждения,
осуществляющие профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
Статья 7. Сроки проведения индивидуальной
профилактической работы
Индивидуальная профилактическая работа в
отношении несовершеннолетних, их родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей
проводится в течение срока, необходимого для
оказания социальной и иной помощи
несовершеннолетним, но не менее шести
месяцев со дня постановки несовершеннолетних
на учет или до устранения причин и условий,
способствовавших безнадзорности,
беспризорности, совершению
несовершеннолетними правонарушений или иных
антиобщественных действий, или до достижения
ими возраста восемнадцати лет, или до
наступления других обстоятельств,
предусмотренных законодательством.
Статья 8. Права несовершеннолетних,
содержащихся в учреждениях, осуществляющих
профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Несовершеннолетние, содержащиеся в
учреждениях, осуществляющих профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, имеют право на:
уведомление родителей, усыновителей,
опекунов или попечителей несовершеннолетних
об их помещении в учреждения, осуществляющие
профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
обжалование решений органов и учреждений,
осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, в
вышестоящие органы, прокуратуру или в суд;
гуманное, не унижающее человеческого
достоинства обращение;
поддержание связи с семьей путем телефонных
переговоров и свиданий без ограничения их
количества;
получение посылок, бандеролей, передач,
получение и отправление писем и телеграмм
без ограничения их количества;
обеспечение бесплатным питанием, одеждой,
обувью и другими предметами первой
необходимости по нормам, утвержденным
Правительством Республики Беларусь.
Права, указанные в части первой настоящей
статьи, не должны толковаться как отрицание
или умаление других прав несовершеннолетних.
Статья 9. Гарантии исполнения настоящего
Закона
Органы, учреждения и иные организации,
осуществляющие профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, родители,
усыновители, опекуны или попечители
несовершеннолетних, а также
несовершеннолетние, достигшие возраста
четырнадцати лет, вправе обратиться в
установленном законодательством порядке в
суд с иском о возмещении вреда, причиненного
здоровью несовершеннолетнего, его имуществу,
и (или) морального вреда.
Государственные органы и иные организации, а
также граждане обязаны незамедлительно
информировать:
органы прокуратуры – о нарушении прав и
свобод несовершеннолетних;
комиссии по делам несовершеннолетних – о
выявлении случаев нарушения прав
несовершеннолетних на образование, труд,
отдых, жилищных и других прав, о недостатках
в деятельности органов, учреждений и иных
организаций, осуществляющих профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, а также о выявлении
несовершеннолетних и семей, находящихся в
социально опасном положении;
государственные органы управления
образованием – о выявлении
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства в связи с самовольным уходом из
детских интернатных учреждений либо в связи
с прекращением по неуважительным причинам
занятий в учреждениях образования, а также
несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении и нуждающихся в связи с
этим в оказании им помощи в организации
отдыха, досуга, занятости;
органы по труду и социальной защите – о
выявлении несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении;
органы опеки и попечительства – о выявлении
несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей, усыновителей, опекунов или
попечителей либо находящихся в обстановке,
представляющей угрозу их жизни, здоровью или
препятствующей их воспитанию;
органы государственного управления
здравоохранением – о выявлении
несовершеннолетних, нуждающихся в
обследовании, наблюдении или лечении в связи
с употреблением спиртных напитков,
наркотических средств, психотропных или иных
одурманивающих веществ;
органы внутренних дел – о выявлении
родителей, усыновителей, опекунов или
попечителей и иных лиц, жестоко обращающихся
с несовершеннолетними, либо вовлекающих их в
совершение преступлений или иных
антиобщественных действий, либо совершающих
по отношению к несовершеннолетним другие
противоправные деяния, а также
несовершеннолетних, совершивших
правонарушения или иные антиобщественные
действия.
Информация, указанная в части второй
настоящей статьи, подлежит хранению и
использованию в порядке, обеспечивающем ее
конфиденциальность.
Должностные лица, родители, усыновители,
опекуны или попечители несовершеннолетних и
иные лица несут ответственность за нарушение
прав несовершеннолетних, а также за
неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанностей по их воспитанию, обучению или
содержанию в порядке, установленном
законодательством.
Статья 10. Полномочия работников органов,
учреждений и иных организаций,
осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Работники органов, учреждений и иных
организаций, осуществляющих профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, в пределах своей
компетенции:
посещают несовершеннолетних, проводят беседы
с ними, их родителями, усыновителями,
опекунами или попечителями;
запрашивают информацию у государственных
органов и иных организаций по вопросам
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
приглашают несовершеннолетних, их родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей по
вопросам профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
осуществляют иные полномочия,
предусмотренные законодательством.
Работники органов, учреждений и иных
организаций, осуществляющих профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, обязаны обеспечивать
соблюдение прав и законных интересов
несовершеннолетних, осуществлять их защиту
от всех форм дискриминации, физического или
психического насилия, оскорбления, грубого
обращения, сексуальной и иной эксплуатации,
выявлять несовершеннолетних и семьи,
находящиеся в социально опасном положении.
Статья 11. Контроль и надзор за
деятельностью органов, учреждений и иных
организаций, осуществляющих профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Государственные органы в пределах своей
компетенции осуществляют контроль за
деятельностью подведомственных органов,
учреждений и иных организаций,
осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, в
порядке, установленном законодательством.
Надзор за точным и единообразным исполнением
законодательства о профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних должностными лицами и
гражданами осуществляют Генеральный прокурор
Республики Беларусь и подчиненные ему
прокуроры в пределах их компетенции.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ,
УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОФИЛАКТИКУ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И
ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья 12. Комиссии по делам
несовершеннолетних
Комиссии по делам несовершеннолетних в
пределах своей компетенции:
осуществляют меры, предусмотренные
законодательством, по координации
деятельности органов, учреждений и иных
организаций, осуществляющих профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
разрабатывают комплексные мероприятия
(программы) по профилактике безнадзорности,
правонарушений и иных антиобщественных
действий несовершеннолетних, по защите прав
и законных интересов несовершеннолетних, а
также контролируют их реализацию;
принимают участие в разработке нормативных
правовых актов по вопросам защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних;
обобщают и распространяют положительный опыт
работы органов, учреждений и иных
организаций, осуществляющих профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, оказывают им
организационно-методическую помощь;
проводят правовую пропаганду среди
несовершеннолетних, педагогических
коллективов и общественности;
осуществляют меры по защите, восстановлению
и реализации прав и законных интересов
несовершеннолетних, выявлению и устранению
причин и условий, способствующих
безнадзорности, беспризорности, совершению
несовершеннолетними правонарушений или иных
антиобщественных действий;
осуществляют контроль за условиями
воспитания, обучения и содержания
несовершеннолетних в учреждениях,
осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
обращаются в суд по вопросам, связанным с
помещением несовершеннолетних в специальные
учебно-воспитательные и
лечебно-воспитательные учреждения, а также
по иным вопросам, предусмотренным
законодательством;
рассматривают ходатайства учреждений
образования об исключении
несовершеннолетних, не получивших общего
базового образования, из учреждений
образования и по другим вопросам их обучения
в случаях, предусмотренных
Законом
Республики Беларусь от 29 октября 1991 года
«Об образовании» (Ведамасці Вярхоўнага
Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33,
ст. 598; Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844);
рассматривают жалобы и заявления
несовершеннолетних, их родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей,
связанные с нарушением прав и законных
интересов несовершеннолетних;
оказывают помощь в трудовом и бытовом
устройстве несовершеннолетних, освобожденных
из учреждений уголовно-исполнительной
системы либо вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных и
лечебно-воспитательных учреждений,
содействие в определении форм устройства
других несовершеннолетних, нуждающихся в
помощи государства, а также осуществляют
иные функции по оказанию социальной помощи
несовершеннолетним и их реабилитации,
предусмотренные законодательством;
привлекают граждан, имеющих необходимую
общеобразовательную подготовку, жизненный
опыт или опыт работы с детьми, с их согласия
для оказания помощи родителям, усыновителям,
опекунам или попечителям в перевоспитании
несовершеннолетних, совершивших
правонарушения или иные антиобщественные
действия;
приглашают на свои заседания для получения
информации и объяснений по рассматриваемым
вопросам должностных лиц, специалистов и
иных граждан;
вносят представления в государственные
органы и иные организации с целью устранения
нарушения прав и законных интересов
несовершеннолетних, улучшения
воспитательно-профилактической деятельности;
направляют сообщения в органы прокуратуры в
случаях нарушения прав и законных интересов
несовершеннолетних;
вносят предложения о привлечении к
ответственности должностных лиц
государственных органов и иных организаций в
случаях неисполнения ими постановлений
комиссий по делам несовершеннолетних, а
также непринятия мер по устранению нарушений
прав и законных интересов
несовершеннолетних, указанных в
представлениях комиссий по делам
несовершеннолетних;
применяют меры воздействия в отношении
несовершеннолетних, их родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей, иных
лиц в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Порядок образования и деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних определяется
Правительством Республики Беларусь.
Статья 13. Государственные органы управления
образованием и учреждения образования
Государственные органы управления
образованием в пределах своей компетенции:
контролируют соблюдение законодательства в
области образования несовершеннолетних;
осуществляют меры по профилактике
безнадзорности несовершеннолетних и
организуют индивидуальную профилактическую
работу в отношении безнадзорных и
беспризорных, их родителей, усыновителей,
опекунов или попечителей, не исполняющих или
ненадлежащим образом исполняющих свои
обязанности по воспитанию, обучению или
содержанию несовершеннолетних, либо
отрицательно влияющих на их поведение, либо
жестоко обращающихся с ними;
осуществляют меры по развитию сети
специальных учебно-воспитательных и
лечебно-воспитательных учреждений, детских
домов и школ-интернатов для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, и
других учреждений образования, оказывающих
педагогическую и иную помощь беспризорным и
безнадзорным, а также несовершеннолетним,
имеющим отклонения в развитии или поведении;
участвуют в организации отдыха, досуга и
занятости несовершеннолетних;
разрабатывают и внедряют в практику работы
учреждений образования программы и методики,
направленные на формирование
законопослушного поведения
несовершеннолетних;
создают центры коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации, которые выявляют
несовершеннолетних, имеющих отклонения в
развитии или поведении, проводят их
комплексное обследование и готовят
рекомендации по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи и
определению форм дальнейшего обучения и
воспитания;
участвуют в реализации программ по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
осуществляют организационно-методическое
обеспечение и координацию деятельности
подведомственных им учреждений по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
оказывают содействие детским и молодежным
организациям, социальным учреждениям,
фондам, иным организациям, деятельность
которых связана с осуществлением мер по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
предоставляют путевки для направления
несовершеннолетних в специальные
учебно-воспитательные и
лечебно-воспитательные учреждения;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Учреждения образования в соответствии с их
уставами:
оказывают социально-психологическую и
педагогическую помощь несовершеннолетним,
имеющим отклонения в развитии или поведении
либо проблемы в обучении;
выявляют несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении, не посещающих
или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в
учреждениях образования, нарушающих
дисциплину и порядок, предусмотренные
уставами указанных учреждений, принимают
меры по их воспитанию и получению ими общего
базового образования;
выявляют семьи, находящиеся в социально
опасном положении, и оказывают им помощь в
воспитании и обучении детей;
обеспечивают организацию в учреждениях
образования общедоступных спортивных секций,
технических и иных кружков, клубов и
привлечение к участию в них
несовершеннолетних;
осуществляют меры по реализации программ и
методик, направленных на формирование
законопослушного поведения
несовершеннолетних;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Детские дома и школы-интернаты для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в соответствии с их
уставами:
принимают для воспитания, обучения и
содержания, последующего устройства и
подготовки к самостоятельной жизни
несовершеннолетних в случаях смерти
родителей или усыновителей, объявления их
умершими, лишения их родительских прав,
признания их недееспособными, ограниченно
дееспособными, длительной болезни родителей
или усыновителей, а также в иных случаях
отсутствия родительского попечения;
принимают на срок, установленный органами
опеки и попечительства, для воспитания,
обучения и содержания несовершеннолетних,
имеющих родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей, если эти несовершеннолетние
проживают в семьях, пострадавших от
стихийных бедствий, беженцев или вынужденных
переселенцев, а также несовершеннолетних,
лишившихся попечения только одного из
родителей в случае, когда второй родитель
длительное время не принимает участия в
содержании и воспитании ребенка;
осуществляют защиту прав и законных
интересов несовершеннолетних, обучающихся
или содержащихся в указанных учреждениях, а
также участвуют в пределах своей компетенции
в индивидуальной профилактической работе с
ними;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Многопрофильные центры по работе с детьми,
подростками и молодежью по месту жительства
и иные учреждения в соответствии с их
уставами:
оказывают бесплатно социальную, правовую и
иную помощь несовершеннолетним;
принимают участие в пределах своей
компетенции в индивидуальной
профилактической работе с
несовершеннолетними, находящимися в
социально опасном положении, в том числе
путем организации их досуга и занятости,
осуществления информационно-просветительных
и иных мер;
разрабатывают и реализуют в пределах своей
компетенции программы социальной помощи и
реабилитации несовершеннолетних, находящихся
в социально опасном положении, и защиты их
социальных и правовых интересов;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Статья 14. Специальные учебно-воспитательные
и лечебно-воспитательные учреждения
К специальным учебно-воспитательным
учреждениям относятся специальные школы
закрытого типа и специальные
профессионально-технические училища
закрытого типа.
К специальным лечебно-воспитательным
учреждениям относятся специальные учреждения
закрытого типа для несовершеннолетних,
имеющих недостатки физического или
психического развития либо заболевания,
вызывающие необходимость их содержания,
лечения, воспитания и обучения в этих
учреждениях.
В специальные учебно-воспитательные и
лечебно-воспитательные учреждения могут быть
помещены несовершеннолетние в возрасте от
одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся
в особых условиях воспитания, обучения и
содержания, в случаях, если они:
совершили общественно опасные деяния,
предусмотренные Уголовным кодексом
Республики Беларусь, но не достигли
возраста, с которого наступает уголовная
ответственность, либо вследствие отставания
в умственном развитии, не связанного с
болезненным психическим расстройством, были
не способны сознавать фактический характер
или общественную опасность своих деяний;
осуждены с применением принудительных мер
воспитательного характера в виде помещения
их в специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения.
Основаниями для содержания
несовершеннолетних в специальных
учебно-воспитательных или
лечебно-воспитательных учреждениях являются:
решение суда – в отношении
несовершеннолетних, указанных в абзаце
втором части третьей настоящей статьи;
приговор суда – в отношении
несовершеннолетних, указанных в абзаце
третьем части третьей настоящей статьи.
Несовершеннолетние могут быть помещены в
специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения до
достижения ими возраста восемнадцати лет, но
не более чем на два года. Срок их содержания
в указанных учреждениях не может превышать
максимального срока наказания,
предусмотренного Уголовным кодексом
Республики Беларусь за совершенные ими
преступления. Пребывание несовершеннолетних
в специальных учебно-воспитательных или
лечебно-воспитательных учреждениях может
быть досрочно прекращено не позже чем за три
месяца до окончания текущего учебного года.
В срок содержания несовершеннолетних в
специальных учебно-воспитательных или
лечебно-воспитательных учреждениях
засчитываются:
срок содержания под стражей и срок домашнего
ареста несовершеннолетних;
срок нахождения несовершеннолетних в
приемниках-распределителях для
несовершеннолетних.
В специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения не могут
быть помещены несовершеннолетние, имеющие
заболевания, препятствующие их содержанию и
обучению в этих учреждениях. Перечень таких
заболеваний утверждается Правительством
Республики Беларусь.
Администрация специальных
учебно-воспитательных и
лечебно-воспитательных учреждений в
соответствии с их уставами:
обеспечивает специальные условия содержания
несовершеннолетних, включающие охрану
территории указанных учреждений, личную
безопасность несовершеннолетних и их
максимальную защищенность от негативного
влияния, ограничение свободного входа на
территорию указанных учреждений посторонних
лиц, свободного выхода несовершеннолетних,
содержащихся в указанных учреждениях,
круглосуточный контроль за
несовершеннолетними, в том числе во время,
отведенное для сна;
информирует органы внутренних дел по месту
нахождения указанных учреждений и по месту
жительства несовершеннолетних о случаях их
самовольного ухода и совместно с органами
внутренних дел принимает меры по их
обнаружению и возвращению в указанные
учреждения;
направляет в комиссии по делам
несовершеннолетних по месту жительства
несовершеннолетних извещения о выпуске
несовершеннолетних из указанных учреждений
не позднее чем за один месяц до выпуска, а
также характеристики несовершеннолетних и
рекомендации о необходимости проведения с
ними в дальнейшем индивидуальной
профилактической работы и оказания им
содействия в трудовом и бытовом устройстве;
проводит личный досмотр несовершеннолетних,
досмотр их вещей, получаемых и отправляемых
ими писем, посылок или иных почтовых
сообщений, осмотр территории указанных
учреждений, жилых и других помещений и
находящегося в них имущества в целях
выявления и изъятия предметов, запрещенных к
хранению в указанных учреждениях, о чем
составляется акт;
осуществляет функции, указанные в абзацах
втором, третьем, пятом и шестом части второй
статьи 13 настоящего Закона;
осуществляет иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством;
подготавливает совместно с комиссиями по
делам несовершеннолетних заявления в суд по
месту нахождения указанных учреждений по
вопросам:
перевода несовершеннолетних в другие
специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения в связи с
их возрастом, состоянием здоровья, а также в
целях создания наиболее благоприятных
условий для их исправления;
прекращения пребывания несовершеннолетних в
указанных учреждениях до истечения
установленного судом срока, если они ввиду
исправления не нуждаются в дальнейшем
применении этой меры воспитательного
характера;
продления срока пребывания
несовершеннолетних в указанных учреждениях в
случае необходимости завершения их обучения.
Примерные уставы специального
учебно-воспитательного учреждения и
специального лечебно-воспитательного
учреждения утверждаются
Правительством
Республики Беларусь.
Статья 15. Учреждения социального
обслуживания
Учреждения социального обслуживания в
соответствии с их уставами:
организуют комплексное изучение, анализ и
практическое решение проблем
несовершеннолетних и семей, находящихся в
социально опасном положении;
предоставляют бесплатно социальную помощь
несовершеннолетним, находящимся в социально
опасном положении или иной трудной жизненной
ситуации, на основании просьб
несовершеннолетних, их родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей либо
по инициативе должностных лиц органов,
учреждений и иных организаций,
осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
используют современные методики и технологии
социальной помощи и реабилитации
несовершеннолетних и их семей;
выявляют несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении, а также семьи,
несовершеннолетние члены которых нуждаются в
социальной помощи, оказывают им необходимую
помощь в соответствии с индивидуальными
программами социальной помощи и
реабилитации;
принимают участие в пределах своей
компетенции в индивидуальной
профилактической работе с безнадзорными,
беспризорными, в том числе путем организации
их досуга, развития творческих способностей
в кружках, клубах, созданных в учреждениях и
организациях социального обслуживания;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Статья 16. Специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
помощи и реабилитации
К специализированным учреждениям для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
помощи и реабилитации, относятся детские
социальные приюты и иные учреждения,
предоставляющие услуги по социальной помощи
и реабилитации несовершеннолетних.
В специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
помощи и реабилитации, круглосуточно
принимаются в установленном порядке
несовершеннолетние:
оставшиеся без попечения родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей;
проживающие в семьях, находящихся в
социально опасном положении;
заблудившиеся или подкинутые;
самовольно оставившие семью, ушедшие из
детских интернатных учреждений, за
исключением несовершеннолетних, самовольно
ушедших из специальных учебно-воспитательных
или лечебно-воспитательных учреждений;
не имеющие места жительства;
оказавшиеся в иной трудной жизненной
ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и
реабилитации.
Основаниями для помещения в
специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
помощи и реабилитации, являются:
личное обращение несовершеннолетнего;
заявление родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей несовершеннолетнего с учетом
мнения несовершеннолетнего, достигшего
возраста десяти лет, за исключением случаев,
когда мнение несовершеннолетнего
противоречит его интересам;
направление органа, осуществляющего
профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
судебное постановление, постановление органа
дознания, следователя, прокурора в случаях
задержания, заключения под стражу или
осуждения родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей несовершеннолетнего;
акт оперативного дежурного органа внутренних
дел о необходимости помещения
несовершеннолетнего в специализированное
учреждение для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной помощи и
реабилитации. Копия этого акта в течение
пяти суток направляется в орган опеки и
попечительства.
В специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
помощи и реабилитации, не могут быть
помещены лица, находящиеся в состоянии
алкогольного, наркотического или
токсического опьянения, а также лица с
явными признаками обострения психического
заболевания.
Несовершеннолетние, указанные в части второй
настоящей статьи, помещаются в
специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
помощи и реабилитации, в порядке,
установленном законодательством, на время,
необходимое для оказания им социальной
помощи или их социальной реабилитации.
Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся
в специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
помощи и реабилитации, имеют право покинуть
их на основании личного заявления, если в
период нахождения несовершеннолетних в этих
учреждениях не возникли иные основания,
указанные в части третьей настоящей статьи.
Специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
помощи и реабилитации, в соответствии с их
уставами:
принимают участие в выявлении и устранении
причин и условий, способствующих
безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних;
оказывают социальную, психологическую и иную
помощь несовершеннолетним, их родителям,
усыновителям, опекунам или попечителям в
ликвидации трудной жизненной ситуации,
восстановлении социального статуса
несовершеннолетних в коллективах сверстников
по месту учебы (работы), жительства,
содействуют возвращению несовершеннолетних в
семьи;
содержат несовершеннолетних, указанных в
части второй настоящей статьи, осуществляют
их социальную реабилитацию, защиту их прав и
законных интересов, организуют медицинское
обслуживание и обучение несовершеннолетних в
соответствии с образовательными программами,
содействуют их профессиональной ориентации и
получению ими специальности;
уведомляют родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей несовершеннолетних о
помещении несовершеннолетних в указанные
учреждения;
содействуют органам опеки и попечительства в
осуществлении устройства несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей;
вызывают представителей детских интернатных
учреждений для возвращения им
несовершеннолетних, самовольно ушедших из
указанных учреждений;
приглашают родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей несовершеннолетних для
возвращения им несовершеннолетних,
самовольно ушедших из дома;
изымают в установленном порядке у
несовершеннолетних, содержащихся в
специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
помощи и реабилитации, предметы, запрещенные
к хранению в указанных учреждениях;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Примерный устав специализированного
учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной помощи и
реабилитации, утверждается
Правительством
Республики Беларусь.
Статья 17. Органы опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства в пределах
своей компетенции:
дают в установленном порядке согласие на
перевод детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, из одного учреждения
образования в другое либо на изменение формы
обучения до получения ими общего базового
образования, а также на исключение таких лиц
из любого учреждения образования;
устанавливают опеку и попечительство в
отношении несовершеннолетних в случаях и
порядке, предусмотренных законодательством;
обращаются в суд с ходатайством об
ограничении или лишении несовершеннолетних в
возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
права самостоятельно распоряжаться своими
заработком, стипендией или иными доходами,
если эти несовершеннолетние не приобрели
дееспособности в полном объеме;
участвуют в пределах своей компетенции в
проведении индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетними, указанными в
статье 5 настоящего Закона, если они
остались без попечения родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей, а
также осуществляют меры по защите
имущественных и личных неимущественных прав
несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей, усыновителей, опекунов или
попечителей;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Статья 18. Органы государственного
управления здравоохранением и организации
здравоохранения
Органы государственного управления
здравоохранением в пределах своей
компетенции:
организуют пропаганду
санитарно-гигиенических правил и норм, а
также пропаганду здорового образа жизни
среди несовершеннолетних, их родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей;
осуществляют развитие сети детских
медицинских учреждений, оказывающих
психиатрическую и наркологическую помощь;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Организации здравоохранения в соответствии с
их уставами:
осуществляют круглосуточный прием и
содержание заблудившихся, подкинутых и
других детей в возрасте до трех лет,
оставшихся без попечения родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей;
проводят медицинское обследование
несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей, усыновителей, опекунов или
попечителей, и готовят рекомендации по их
устройству с учетом состояния здоровья;
осуществляют выхаживание и воспитание детей
в возрасте до трех лет, оставшихся без
попечения родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей либо имеющих родителей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а
также оказывают содействие органам опеки и
попечительства в оказании необходимой помощи
таким несовершеннолетним;
оказывают консультативную помощь работникам
органов, учреждений и иных организаций,
осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, а также
родителям, усыновителям, опекунам или
попечителям несовершеннолетних;
осуществляют круглосуточный прием
несовершеннолетних, находящихся в состоянии
алкогольного, наркотического или
токсического опьянения, для оказания им
медицинской помощи;
оказывают в соответствии с законодательством
специализированную диагностическую и
лечебно-восстановительную помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения в
развитии или поведении;
готовят в установленном порядке заключения о
состоянии здоровья несовершеннолетних,
совершивших общественно опасные деяния,
предусмотренные Уголовным кодексом
Республики Беларусь, для направления их в
специальные учебно-воспитательные и
лечебно-воспитательные учреждения;
осуществляют выявление, учет, обследование
при наличии показаний медицинского характера
и лечение несовершеннолетних, употребляющих
спиртные напитки, наркотические средства или
психотропные вещества без назначения врача
либо иные одурманивающие вещества, а также
осуществляют другие входящие в их
компетенцию меры по профилактике
алкоголизма, наркомании и токсикомании
несовершеннолетних и связанных с этим
нарушений в их поведении;
выявляют источники заболеваний, передаваемых
половым путем, осуществляют обследование и
лечение несовершеннолетних, страдающих этими
заболеваниями;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
В случае уклонения несовершеннолетнего от
медицинского освидетельствования может
проводиться его принудительное медицинское
освидетельствование в соответствии с
законодательством.
Статья 19. Органы государственной службы
занятости
Органы государственной службы занятости в
порядке, предусмотренном Законом Республики
Беларусь от 30 мая 1991 года
«О занятости
населения Республики Беларусь» (Ведамасці
Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г.,
№ 19, ст. 273), участвуют в профессиональной
ориентации несовершеннолетних, а также
обеспечивают их трудоустройство.
Статья 20. Органы внутренних дел
Органы внутренних дел в пределах своей
компетенции принимают участие в профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Специальными подразделениями органов
внутренних дел, осуществляющими меры по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, являются:
инспекции по делам несовершеннолетних;
приемники-распределители для
несовершеннолетних.
Другие подразделения органов внутренних дел
в пределах своей компетенции принимают
участие в профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, а также
оказывают необходимое содействие инспекциям
по делам несовершеннолетних и
приемникам-распределителям для
несовершеннолетних.
Статья 21. Инспекции по делам
несовершеннолетних
Инспекции по делам несовершеннолетних в
пределах своей компетенции:
выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних
в совершение преступлений или иных
антиобщественных действий либо совершающих в
отношении несовершеннолетних другие
противоправные деяния, а также родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей
несовершеннолетних, иных лиц, не исполняющих
или ненадлежащим образом исполняющих свои
обязанности по воспитанию, обучению или
содержанию несовершеннолетних, и в
установленном порядке вносят предложения о
применении к ним мер, предусмотренных
законодательством;
осуществляют в пределах своей компетенции
меры по выявлению несовершеннолетних,
объявленных в розыск, а также
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи
государства, и в установленном порядке
направляют их в соответствующие органы или
учреждения, осуществляющие профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, либо в иные учреждения;
участвуют в подготовке материалов в
отношении лиц, указанных в части второй
статьи 22 настоящего Закона, для
рассмотрения возможности их помещения в
приемники-распределители для
несовершеннолетних;
участвуют в подготовке материалов,
необходимых для внесения в суд предложений о
применении к несовершеннолетним, их
родителям, усыновителям, опекунам или
попечителям, иным лицам мер воздействия,
предусмотренных законодательством;
вносят предложения о применении к
несовершеннолетним мер воздействия в случаях
и порядке, предусмотренных
законодательством;
информируют заинтересованные органы,
учреждения и иные организации о фактах
безнадзорности, правонарушений или иных
антиобщественных действий
несовершеннолетних, а также им
способствующих причинах и условиях;
уведомляют родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей несовершеннолетних о
доставлении несовершеннолетних в
подразделения органов внутренних дел в связи
с их безнадзорностью, беспризорностью,
совершением ими правонарушений или иных
антиобщественных действий;
проводят индивидуальную профилактическую
работу в отношении несовершеннолетних,
указанных в абзацах седьмом–семнадцатом
части первой статьи 5 настоящего Закона, а
также их родителей, усыновителей, опекунов
или попечителей, не исполняющих или
ненадлежащим образом исполняющих свои
обязанности по воспитанию, обучению или
содержанию несовершеннолетних, либо
отрицательно влияющих на их поведение, либо
жестоко обращающихся с ними;
изучают состояние воспитательной работы с
несовершеннолетними, состоящими на учете в
инспекциях по делам несовершеннолетних, в
учебных, культурно-развлекательных,
спортивно-оздоровительных учреждениях, иных
организациях, кружках и клубах по месту
жительства, а также по месту учебы (работы)
несовершеннолетних;
доставляют в подразделения органов
внутренних дел несовершеннолетних,
совершивших правонарушения или иные
антиобщественные действия, а также
безнадзорных и беспризорных;
вносят в соответствующие государственные
органы и иные организации предложения о
применении мер воздействия, предусмотренных
законодательством, в отношении
несовершеннолетних, совершивших
правонарушения или иные антиобщественные
действия, их родителей, усыновителей,
опекунов или попечителей, иных лиц, не
исполняющих или ненадлежащим образом
исполняющих свои обязанности по воспитанию,
обучению или содержанию несовершеннолетних,
либо отрицательно влияющих на их поведение,
либо жестоко обращающихся с ними;
вносят в соответствующие государственные
органы и иные организации предложения об
устранении причин и условий, способствующих
совершению несовершеннолетними
правонарушений или иных антиобщественных
действий. Государственные органы и иные
организации обязаны в месячный срок со дня
поступления указанных предложений сообщить
инспекциям по делам несовершеннолетних о
мерах, принятых в результате рассмотрения
внесенных предложений;
принимают участие в рассмотрении
соответствующими государственными органами
материалов о правонарушениях или иных
антиобщественных действиях
несовершеннолетних, их родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей;
ведут учет правонарушений и иных
антиобщественных действий, совершенных
несовершеннолетними, учет родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей
несовершеннолетних, не исполняющих или
ненадлежащим образом исполняющих свои
обязанности по воспитанию, обучению или
содержанию несовершеннолетних, либо
отрицательно влияющих на их поведение, либо
жестоко обращающихся с ними, а также
собирают и обобщают информацию, необходимую
для составления статистической отчетности;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Статья 22. Приемники-распределители для
несовершеннолетних
Приемники-распределители для
несовершеннолетних в пределах своей
компетенции:
обеспечивают круглосуточный прием и
временное содержание несовершеннолетних
правонарушителей в целях защиты их жизни,
здоровья и предупреждения повторных
правонарушений;
проводят индивидуальную профилактическую
работу с доставленными несовершеннолетними,
выявляют причины и условия, способствующие
безнадзорности, беспризорности, совершению
несовершеннолетними правонарушений или иных
антиобщественных действий, и информируют об
этом заинтересованные органы, учреждения и
иные организации;
доставляют несовершеннолетних в специальные
учебно-воспитательные и
лечебно-воспитательные учреждения, а также
осуществляют иные меры по устройству
несовершеннолетних, содержащихся в указанных
учреждениях.
В приемники-распределители для
несовершеннолетних могут быть помещены
несовершеннолетние:
направляемые по приговору суда или по
решению суда в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения;
ожидающие рассмотрения судом вопроса о
помещении их в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения – в
случаях, предусмотренных частью седьмой
статьи 26 настоящего Закона;
самовольно ушедшие из специальных
учебно-воспитательных или
лечебно-воспитательных учреждений,
безнадзорные или беспризорные – до
установления их личности и передачи
специальным учебно-воспитательным или
лечебно-воспитательным учреждениям либо
родителям, усыновителям, опекунам или
попечителям;
совершившие общественно опасные деяния,
предусмотренные Уголовным кодексом
Республики Беларусь, но вследствие
недостижения возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, либо отставания в
умственном развитии, не связанного с
болезненным психическим расстройством, были
не способны сознавать фактический характер
или общественную опасность своих деяний – в
случаях, если необходимо обеспечить защиту
жизни или здоровья несовершеннолетних или
предупредить совершение ими повторных
общественно опасных деяний, а также в
случаях, если их личность не установлена
либо они не имеют места жительства или не
проживают постоянно на территории Республики
Беларусь, где ими были совершены общественно
опасные деяния;
совершившие правонарушения, влекущие
административную ответственность, – в
случаях, если их личность не установлена
либо они не имеют места жительства или не
проживают постоянно на территории Республики
Беларусь, где ими были совершены
правонарушения.
Основаниями для помещения несовершеннолетних
в приемники-распределители для
несовершеннолетних являются:
приговор суда или решение суда – в отношении
несовершеннолетних, указанных в абзаце
втором части второй настоящей статьи;
определение суда – в отношении
несовершеннолетних, указанных в абзацах
третьем–шестом части второй настоящей
статьи.
В исключительных случаях несовершеннолетние,
указанные в абзацах четвертом–шестом части
второй настоящей статьи, могут быть помещены
в приемники-распределители для
несовершеннолетних на основании
постановления начальника органа внутренних
дел или его заместителя. В этом случае
материалы на несовершеннолетних в течение
трех суток после их помещения в
приемники-распределители для
несовершеннолетних представляются в суд для
решения вопроса об их дальнейшем содержании
или освобождении.
О помещении в приемники-распределители для
несовершеннолетних лиц, указанных в абзацах
четвертом–шестом части второй настоящей
статьи, не позднее 24 часов уведомляются
прокурор и комиссия по делам
несовершеннолетних по месту расположения
приемника-распределителя для
несовершеннолетних.
Несовершеннолетние, указанные в части второй
настоящей статьи, могут находиться в
приемнике-распределителе для
несовершеннолетних в течение времени,
минимально необходимого для их устройства,
но не более 30 дней, в случаях, если их
личность не установлена либо они не имеют
места жительства или не проживают постоянно
на территории Республики Беларусь, – не
более 60 дней. В исключительных случаях это
время может быть продлено на основании
определения суда на срок до 15 дней.
Во время нахождения несовершеннолетнего в
приемнике-распределителе для
несовершеннолетних не входят:
период карантина в приемнике-распределителе
для несовершеннолетних, объявленного органом
государственного управления здравоохранением
или организацией здравоохранения;
время болезни несовершеннолетнего, которая
подтверждена документом организации
здравоохранения и препятствует его
возвращению в семью или направлению в
соответствующее учреждение;
время рассмотрения жалобы или протеста
прокурора на приговор или решение суда о
помещении несовершеннолетнего в специальное
учебно-воспитательное или
лечебно-воспитательное учреждение.
Администрация приемников-распределителей для
несовершеннолетних в пределах своей
компетенции осуществляет полномочия,
предусмотренные частью восьмой статьи 14,
частью седьмой статьи 16 и
статьей 21
настоящего Закона.
Статья 23. Подразделения криминальной
милиции
Подразделения криминальной милиции в
пределах своей компетенции:
предупреждают, выявляют, пресекают и
раскрывают преступления несовершеннолетних,
а также устанавливают лиц, их
подготавливающих, совершающих или
совершивших;
выявляют несовершеннолетних
правонарушителей, группы таких лиц, а также
несовершеннолетних, входящих в
организованные преступные группы или в
преступные организации, и принимают меры по
предупреждению совершения ими преступлений;
осуществляют меры, противодействующие
участию несовершеннолетних в незаконном
обороте наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров;
выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних
в совершение преступлений или иных
антиобщественных действий, и применяют к ним
меры воздействия, предусмотренные
законодательством;
принимают участие в розыске
несовершеннолетних, без вести пропавших,
скрывшихся от органов дознания, следствия
или суда, уклоняющихся от отбывания
наказания или принудительных мер
воспитательного характера, совершивших
побеги из учреждений уголовно-исполнительной
системы или самовольно ушедших из дома или
детских интернатных учреждений, специальных
учебно-воспитательных и
лечебно-воспитательных учреждений или
приемников-распределителей для
несовершеннолетних;
осуществляют иные полномочия по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предусмотренные
законодательством.
Работники криминальной милиции,
осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность по предупреждению, выявлению,
пресечению и раскрытию преступлений
несовершеннолетних, в пределах своей
компетенции осуществляют полномочия,
предусмотренные статьей 21 настоящего
Закона.
Статья 24. Органы, учреждения и иные
организации, осуществляющие меры по
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Органы, учреждения и иные организации
культуры, досуга, спорта и туризма в
пределах своей компетенции:
привлекают несовершеннолетних к занятиям в
художественных, технических, спортивных и
иных кружках, клубах, способствуют их
приобщению к ценностям отечественной и
мировой культуры;
оказывают содействие специализированным
учреждениям для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной помощи и
реабилитации, специальным
учебно-воспитательным и
лечебно-воспитательным учреждениям и
приемникам-распределителям для
несовершеннолетних в организации спортивной
и культурно-воспитательной работы с
несовершеннолетними, помещенными в указанные
учреждения.
Государственные органы, в которых
предусмотрена военная служба, принимают в
пределах своей компетенции участие в
профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, в том числе путем
зачисления детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в воинские части в
качестве воспитанников с согласия указанных
несовершеннолетних, а также с согласия
органов опеки и попечительства.
Порядок и условия зачисления
несовершеннолетних в качестве воспитанников
в воинские части, обеспечения их
необходимыми видами довольствия
устанавливаются Правительством Республики
Беларусь.
Иные организации участвуют в профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, взаимодействуя с
органами, учреждениями и иными
организациями, осуществляющими профилактику
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
Статья 25. Финансовое обеспечение органов,
учреждений и иных организаций,
осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Финансовое обеспечение органов, учреждений и
иных организаций, осуществляющих
профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, производится за счет
средств республиканского и местных бюджетов
с учетом установленного порядка
финансирования деятельности этих органов,
учреждений и иных организаций.
Дополнительными источниками финансирования
могут быть благотворительные взносы,
добровольные безвозмездные пожертвования и
иные источники, не запрещенные
законодательством.
Порядок осуществления и финансирования
деятельности, связанной с перевозкой
несовершеннолетних, самовольно ушедших из
дома, либо учреждений, осуществляющих
профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, устанавливается
Правительством Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ПОМЕЩЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НЕ
ПОДЛЕЖАЩИХ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, В
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И
ЛЕЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья 26. Основания и порядок подготовки
материалов о помещении несовершеннолетних,
не подлежащих уголовной ответственности, в
специальные учебно-воспитательные и
лечебно-воспитательные учреждения
Постановления о прекращении уголовных дел в
отношении несовершеннолетних, совершивших
общественно опасные деяния, предусмотренные
Уголовным кодексом Республики Беларусь, но
не достигших возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, либо которые
вследствие отставания в умственном развитии,
не связанного с болезненным психическим
расстройством, были не способны сознавать
фактический характер или общественную
опасность своих деяний, или постановления об
отказе в их возбуждении в трехдневный срок
направляются в комиссии по делам
несовершеннолетних для рассмотрения
возможности применения к несовершеннолетним
мер воспитательного характера или обращения
с заявлениями в суд о помещении
несовершеннолетних в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения.
В случае принятия комиссиями по делам
несовершеннолетних решений об обращении в
суд с заявлениями о помещении
несовершеннолетних, не подлежащих уголовной
ответственности, в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения о принятых
решениях в трехдневный срок информируются
органы внутренних дел, которые в течение 21
дня обязаны подготовить материалы,
необходимые для направления в суд заявлений
о помещении несовершеннолетних, не
подлежащих уголовной ответственности, в
специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения.
В целях подготовки для рассмотрения судом
заявлений о помещении несовершеннолетних, не
подлежащих уголовной ответственности, в
специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения органы
внутренних дел направляют в соответствующие
государственные органы и иные организации
запросы о представлении необходимых
документов. Указанные запросы подлежат
исполнению в течение 10 дней со дня их
получения.
Для определения возможности помещения
несовершеннолетних, не подлежащих уголовной
ответственности, в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения
организации здравоохранения проводят их
медицинское освидетельствование, в том числе
психиатрическое, на основании:
постановления начальника органа внутренних
дел при наличии согласия несовершеннолетних
на медицинское освидетельствование либо
согласия их родителей, усыновителей,
опекунов или попечителей в случае, если
несовершеннолетние не достигли возраста
четырнадцати лет;
постановления прокурора в случаях, когда
несовершеннолетние или их родители,
усыновители, опекуны или попечители не дали
согласия на медицинское освидетельствование.
В случаях, когда у несовершеннолетних, не
подлежащих уголовной ответственности, во
время медицинского освидетельствования
выявлены заболевания, препятствующие их
содержанию и обучению в специальных
учебно-воспитательных или
лечебно-воспитательных учреждениях,
материалы в отношении указанных
несовершеннолетних, собранные в целях
решения вопроса о помещении их в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения,
передаются в комиссии по делам
несовершеннолетних для применения к ним мер
воспитательного характера.
Несовершеннолетние, не подлежащие уголовной
ответственности, в отношении которых
готовятся материалы о помещении их в
специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения, на
основании решения председателя комиссии по
делам несовершеннолетних по представлению
начальника органа внутренних дел могут быть
переданы под надзор их родителей,
усыновителей, опекунов или попечителей, а
несовершеннолетние, находящиеся на
патронатном воспитании, – под надзор
администраций детских интернатных
учреждений, которые обязаны обеспечить
надлежащее поведение несовершеннолетних и их
явку по вызовам в суд.
До рассмотрения судом заявлений о помещении
несовершеннолетних, не подлежащих уголовной
ответственности, в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения указанные
несовершеннолетние могут быть направлены в
приемники-распределители для
несовершеннолетних на основании определения
суда в случаях:
необходимости обеспечения защиты их жизни и
здоровья;
необходимости предупреждения повторных
общественно опасных деяний;
отсутствия у них места жительства;
уклонения несовершеннолетних от явки в суд
либо от медицинского освидетельствования.
Под уклонением несовершеннолетних от явки в
суд либо от медицинского освидетельствования
понимаются случаи, когда они по
неуважительным причинам два или более раза
не явились в суд или организации
здравоохранения, осуществляющие медицинское
освидетельствование, либо скрылись с места
жительства.
Несовершеннолетние, не подлежащие уголовной
ответственности, не помещаются в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения, если с
момента прекращения уголовных дел либо
отказа в их возбуждении прошло более одного
года.
Статья 27. Порядок направления в суд
заявлений о помещении несовершеннолетних, не
подлежащих уголовной ответственности, в
специальные учебно-воспитательные и
лечебно-воспитательные учреждения
Для рассмотрения вопроса о возможности
помещения несовершеннолетних, не подлежащих
уголовной ответственности, в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения начальники
органов внутренних дел направляют в комиссии
по делам несовершеннолетних:
характеристики с мест учебы (работы)
несовершеннолетних;
акты обследования семейно-бытовых условий
жизни несовершеннолетних;
справки органов внутренних дел, содержащие
сведения о правонарушениях, ранее
совершенных несовершеннолетними, и принятых
в связи с этим мерах воздействия;
заключения организаций здравоохранения о
состоянии здоровья несовершеннолетних и
возможности их помещения в специальные
учебно-воспитательные учреждения или
необходимости их помещения в специальные
лечебно-воспитательные учреждения.
Комиссии по делам несовершеннолетних
направляют в суд заявления о помещении
несовершеннолетних в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения с
приложением материалов, указанных в части
первой настоящей статьи.
Заявления о помещении несовершеннолетних в
специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения
направляются в суд по месту жительства
несовершеннолетних, не подлежащих уголовной
ответственности, в течение 30 дней со дня
вынесения постановлений о прекращении
уголовных дел в отношении указанных
несовершеннолетних или об отказе в их
возбуждении. В исключительных случаях этот
срок может быть продлен до 30 дней на
основании постановлений комиссий по делам
несовершеннолетних.
Заявления о помещении несовершеннолетних в
специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения и
материалы, указанные в части первой
настоящей статьи, перед их направлением в
комиссии по делам несовершеннолетних
представляются для ознакомления
несовершеннолетним, не подлежащим уголовной
ответственности, и их родителям,
усыновителям, опекунам или попечителям,
которые имеют право давать объяснения,
заявлять ходатайства, пользоваться
юридической помощью адвокатов. Об
ознакомлении с указанными заявлениями и
материалами, а также о получении ответов на
ходатайства, жалобы и заявления составляется
акт, который подписывается
несовершеннолетними, не подлежащими
уголовной ответственности, их родителями,
усыновителями, опекунами или попечителями.
Статья 28. Порядок рассмотрения заявлений о
помещении несовершеннолетних, не подлежащих
уголовной ответственности, в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения
Заявления о помещении несовершеннолетних, не
подлежащих уголовной ответственности, в
специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения
рассматриваются судом в порядке,
установленном Гражданским процессуальным
кодексом Республики Беларусь.
Статья 29. Исключена.
Статья 30. Исполнение решений суда по
заявлениям о помещении несовершеннолетних,
не подлежащих уголовной ответственности, в
специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения
Исполнение решений суда о помещении
несовершеннолетних, не подлежащих уголовной
ответственности, в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения
обеспечивают:
приемники-распределители для
несовершеннолетних – в части доставления
несовершеннолетних в специальные
учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения;
государственные органы управления
образованием – в части предоставления
путевок для направления несовершеннолетних в
специальные учебно-воспитательные или
лечебно-воспитательные учреждения в течение
10 суток со дня получения запросов о выдаче
путевки;
администрации специальных
учебно-воспитательных или
лечебно-воспитательных учреждений – в части
обеспечения особых условий содержания,
воспитания и обучения несовершеннолетних в
течение срока их пребывания в указанных
учреждениях.
ГЛАВА 4
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Вступление в силу настоящего
Закона
Настоящий Закон вступает в силу через три
месяца после его официального опубликования,
за исключением статьи 32, которая вступает в
силу со дня его официального опубликования.
До приведения законодательства Республики
Беларусь в соответствие с настоящим Законом
нормативные правовые акты Республики
Беларусь применяются в той части, в которой
они не противоречат настоящему Закону, если
иное не установлено
Конституцией Республики
Беларусь.
Статья 32. Приведение актов законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Совету Министров Республики Беларусь в
шестимесячный срок со дня официального
опубликования настоящего Закона:
подготовить и внести в установленном порядке
в Палату представителей Национального
собрания Республики Беларусь предложения по
приведению законодательных актов Республики
Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
привести решения Правительства Республики
Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену
республиканскими органами государственного
управления, подчиненными Правительству
Республики Беларусь, их нормативных правовых
актов, противоречащих настоящему
Закону;
принять иные меры, необходимые для
реализации настоящего Закона.
Статья 33. Признание утратившими силу
некоторых законодательных актов
В связи с принятием настоящего Закона
признать утратившими силу:
Указ Президиума Верховного Совета Республики
Беларусь от 27 мая 1967 года «Об утверждении
Положения о комиссиях по делам
несовершеннолетних» (СЗ БССР, 1967 г., № 16,
ст. 216);
Указ Президиума Верховного Совета Республики
Беларусь от 4 февраля 1969 года «О внесении
изменения и дополнения в Положение о
комиссиях по делам несовершеннолетних» (СЗ
БССР, 1969 г., № 5, ст. 95);
Указ Президиума Верховного Совета Республики
Беларусь от 20 июня 1972 года «Об
утверждении Положения об общественных
воспитателях несовершеннолетних» (СЗ БССР,
1972 г., № 19, ст. 297);
Указ Президиума Верховного Совета Республики
Беларусь от 29 марта 1973 года «О внесении
изменений в Положение о товарищеских судах и
в Положение о комиссиях по делам
несовершеннолетних» (СЗ БССР, 1973 г., № 10,
ст. 167);
Указ Президиума Верховного Совета Республики
Беларусь от 31 октября 1974 года «О внесении
дополнений и изменений в некоторые
законодательные акты Республики Беларусь»
(СЗ БССР, 1974 г., № 31, ст. 496);
Указ Президиума Верховного Совета Республики
Беларусь от 29 марта 1977 года «О внесении
изменений и дополнений в Положение о
комиссиях по делам несовершеннолетних» (СЗ
БССР, 1977 г., № 10, ст. 147);
Указ Президиума Верховного Совета Республики
Беларусь от 2 апреля 1979 года «О внесении
изменений в Положение об общественных
воспитателях несовершеннолетних» (СЗ БССР,
1979 г., № 10, ст. 163);
Указ Президиума Верховного Совета Республики
Беларусь от 18 июня 1981 года «Об
утверждении Положения об общественных
инспекциях по делам несовершеннолетних» (СЗ БССР,
1981 г., № 18, ст. 351);
Указ Президиума Верховного Совета Республики
Беларусь от 14 ноября 1985 года «О внесении
изменений и дополнений в Положение об
общественных воспитателях
несовершеннолетних» (СЗ БССР, 1985 г., № 2,
ст. 448);
Указ Президиума Верховного Совета Республики
Беларусь от 14 ноября 1985 года «О внесении
изменений и дополнений в Положение о
комиссиях по делам несовершеннолетних» (СЗ
БССР, 1985 г., № 2, ст. 452);
раздел ІІ Указа Президиума Верховного Совета
Республики Беларусь от 22 сентября 1986 года
«О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики
Беларусь и утверждении Положения о
лечебно-воспитательном профилактории для
больных наркоманией» (СЗ БССР, 1986 г.,
№ 28, ст. 364);
разделы VІІІ, ІX Указа Президиума Верховного
Совета Республики Беларусь от 31 июля 1987
года «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики
Беларусь» (СЗ БССР, 1987 г., № 22, ст. 282);
пункт 5 раздела І Закона Республики Беларусь
от 21 июня 1991 года «О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Республики
Беларусь, касающиеся хронических алкоголиков
и наркоманов» (Ведамасці Вярхоўнага Савета
Беларускай ССР, 1991 г., № 23, ст. 312).