ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
22 мая 2000 г.
№ 395-З
"О
социальном обслуживании"
Принят Палатой
представителей 19 апреля 2000 года
Одобрен Советом Республики 12 мая 2000 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от
29 июня 2006 г. № 137-З (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
2006 г., № 107, 2/1235) <H10600137>
Настоящий Закон в соответствии с
Конституцией Республики Беларусь,
общепризнанными принципами и нормами
международного права устанавливает основы
правового регулирования системы социального
обслуживания, определяет источники ее
финансирования, порядок предоставления и
получения социальных услуг.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые
в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона
используются следующие основные термины:
социальное обслуживание –
деятельность юридических и физических лиц по
оказанию социальной поддержки,
предоставлению бытовых, медицинских,
психолого-педагогических, правовых услуг и
оказанию материальной помощи, созданию
условий для социальной адаптации и
реабилитации граждан и семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации;
трудная жизненная ситуация –
ситуация, объективно нарушающая нормальную
жизнедеятельность гражданина (полная
нетрудоспособность по причине возраста или
инвалидности, неспособность к
самообслуживанию в связи с болезнью,
сиротство, безнадзорность, отсутствие
определенного места жительства, конфликты и
жестокое обращение в семье, одиночество,
стихийные бедствия, катастрофы и т.п.) и
сложная для его самостоятельного разрешения;
социальный работник –
специалист, имеющий необходимую
квалификацию, соответствующую требованиям и
характеру выполняемой им работы, и склонный
по своим личным качествам к оказанию
социальных услуг;
социальный волонтер – физическое лицо,
добровольно оказывающее социальные услуги;
социальный приют – временное место
проживания, воспитания (обучения),
содержания и обеспечения всем необходимым
детей-сирот, безнадзорных детей, детей,
оставшихся без опеки и попечительства, лиц,
не имеющих жилья, лиц, пострадавших от
физического насилия или психического
воздействия, стихийных бедствий, катастроф и
т.п.;
консультативно-информационные
услуги – предоставление информации
гражданам об их праве на социальную помощь,
о формах и условиях ее получения, а также о
социальных институтах и специалистах,
способных наиболее эффективно помочь в
решении проблемы;
социально-реабилитационные
услуги – помощь в медицинской,
профессиональной, трудовой, психологической,
педагогической реабилитации и адаптации
граждан и семей, попавших в трудную
жизненную ситуацию;
посреднические услуги –
содействие установлению и расширению связей
между гражданами, семьями и социальными
институтами, активизации контактов между
ними.
Статья 2. Основные принципы социального
обслуживания
Социальное обслуживание основывается на
принципах:
адресности;
гуманизма;
социальной справедливости;
социального равенства;
доступности;
добровольности;
конфиденциальности;
общей профилактической
направленности.
Статья 3. Цели социального обслуживания
Целями социального обслуживания являются:
оказание содействия гражданам в
преодолении трудных жизненных ситуаций,
которые они не в состоянии разрешить при
помощи собственных средств и имеющихся
возможностей;
прогнозирование и предупреждение
возникновения трудных жизненных ситуаций;
активизация собственных усилий граждан и
семей, создание условий для самостоятельного
решения возникающих проблем.
Статья 4. Система социального
обслуживания
Система социального обслуживания включает:
государственные органы,
осуществляющие управление в области
социального обслуживания в пределах своей
компетенции;
центры социального обслуживания
семей и различных категорий населения,
нуждающихся в социальном обслуживании
(детей, молодежи, граждан пожилого возраста,
инвалидов и других категорий граждан);
социально-реабилитационные
центры; специальные клиники для безнадежно
больных людей (хосписы);
социальные приюты;
центры психолого-педагогической
помощи; центры (отделения) социальной помощи
на дому; центры временного (дневного и
ночного) пребывания и патронажа;
стационарные учреждения социального
обслуживания (дома-интернаты для престарелых
и инвалидов, психоневрологические интернаты,
детские дома-интернаты для детей с
особенностями психофизического развития,
специальные дома для одиноких престарелых и
др.);
геронтологические центры;
организации социального
обслуживания, изготавливающие средства
реабилитации (протезно-ортопедические
изделия, инвалидную технику и т.п.);
реабилитационно-трудовые
мастерские;
иные юридические лица,
предоставляющие социальные услуги в пределах
своей компетенции в соответствии с
законодательством;
физические лица, в том числе
индивидуальные предприниматели,
предоставляющие социальные услуги, чье право
на занятие социальным обслуживанием в рамках
системы социального обслуживания официально
подтверждено в порядке, установленном
законодательством.
Статья 5. Государственные минимальные
социальные стандарты в области социального
обслуживания
Социальное обслуживание должно
соответствовать государственным стандартам,
регламентирующим требования к объему и
качеству социальных услуг, порядку и
условиям их оказания.
Государственные минимальные
социальные стандарты в области социального
обслуживания устанавливаются в соответствии
с законодательством Республики Беларусь о
государственных минимальных социальных
стандартах.
ГЛАВА 2
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Статья 6. Право на социальное
обслуживание
Правом на социальное
обслуживание обладают граждане Республики
Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства,
постоянно проживающие на территории
Республики Беларусь, пользуются правом на
социальное обслуживание и исполняют
соответствующие обязанности наравне с
гражданами Республики Беларусь, если иное не
определено Конституцией, законами и
международными договорами Республики
Беларусь.
Статья 7. Виды социальных услуг
Социальные услуги включают:
предоставление
консультативно-информационных услуг;
оказание материальной помощи в
денежной и натуральной форме;
предоставление временного места
пребывания в социальных приютах;
обеспечение дневного пребывания
в учреждениях социального обслуживания;
осуществление социального
обслуживания в стационарных учреждениях
социального обслуживания и на дому;
оказание
социально-реабилитационных услуг;
оказание посреднических услуг;
оказание иных социальных услуг,
определенных законодательством.
Порядок и условия предоставления
социальных услуг устанавливаются
законодательством Республики Беларусь.
Статья 8. Основания предоставления
социальных услуг
Социальные услуги предоставляются в случаях:
малообеспеченности;
сиротства;
бездомности;
безнадзорности лиц, нуждающихся
в постоянном уходе, воспитании и иной
социальной помощи;
безработицы;
инвалидности;
временной нетрудоспособности или
ограниченной (утраченной) профессиональной
трудоспособности;
неспособности к самообслуживанию
в связи с возрастом или по иным причинам;
токсикомании, наркомании,
алкоголизма;
семейного неблагополучия;
возвращения из мест лишения
свободы;
стихийного или экологического
бедствия, техногенной катастрофы;
в иных случаях, когда необходима
социальная поддержка.
Статья 9. Порядок обращения за получением
социальных услуг и порядок их предоставления
Социальные услуги
предоставляются на основании обращения
гражданина, его опекуна, попечителя, другого
законного представителя, государственного
органа, общественного объединения, лиц,
осуществляющих уход за нуждающимися в
социальном обслуживании.
Любые ограничения права граждан
обращаться за предоставлением социальных
услуг недопустимы.
Социальные услуги
предоставляются, как правило, по месту
постоянного или преимущественного жительства
лиц, нуждающихся в социальном обслуживании.
В соответствии с
законодательством Республики Беларусь лица,
обращающиеся с ходатайством об оказании
социальных услуг, предоставляют социальным
работникам и другим специалистам, занятым в
системе социального обслуживания, всю
необходимую информацию для оказания
испрашиваемых социальных услуг.
Государственные органы, иные
юридические лица, а также физические лица,
предоставляющие социальные услуги,
гарантируют конфиденциальность полученной
информации.
Ограничение предоставления
социальных услуг, гарантируемых
государством, допускается в случаях,
предусмотренных законом, в интересах
национальной безопасности, общественного
порядка, защиты нравственности, здоровья
населения, прав и свобод других лиц.
Статья 10. Оплата социальных услуг
Социальное обслуживание
осуществляется на безвозмездной и возмездной
основе.
Плата за консультацию или
предоставление информации о возможных видах,
порядке и условиях оказания социальных услуг
не взимается.
Порядок и условия предоставления
безвозмездных и возмездных социальных услуг
государственными органами, иными
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями устанавливаются Советом
Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Статья 11. Управление системой
социального обслуживания и координация ее
деятельности
Управление государственной
системой социального обслуживания
осуществляется республиканскими органами
государственного управления, на которые
возложена ответственность за проведение
государственной политики в области
социальной защиты, труда, здравоохранения и
образования.
Координация деятельности и
научно-методическое обеспечение системы
социального обслуживания осуществляются
республиканским органом государственного
управления в области социальной защиты.
Статья 12. Полномочия республиканских
органов государственного управления в
области социального обслуживания
Республиканские органы
государственного управления в области
социального обслуживания в пределах своей
компетенции:
принимают меры по осуществлению
государственной политики в области
социального обслуживания и внесению
предложений по его совершенствованию;
разрабатывают государственные
минимальные социальные стандарты в области
социального обслуживания и осуществляют
контроль за соблюдением указанных
стандартов, утвержденных Советом Министров
Республики Беларусь в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь;
вносят предложения о единой
республиканской системе статистического
учета и отчетности в области социального
обслуживания;
организуют подготовку и
повышение квалификации социальных работников
и других специалистов, занятых в системе
социального обслуживания;
осуществляют создание,
управление и обеспечение деятельности
организаций, учреждений социального
обслуживания, находящихся в государственной
собственности;
оказывают методическую помощь,
осуществляют разработку проектов нормативных
актов, распространяют прогрессивный опыт
организации социального обслуживания;
организуют и координируют в
установленном порядке проведение научных
исследований в области социального
обслуживания;
развивают международное
сотрудничество в области социального
обслуживания;
осуществляют иные полномочия в
соответствии с законодательством Республики
Беларусь.
Статья 13. Полномочия местных
исполнительных и распорядительных органов в
области социального обслуживания
Местные исполнительные и
распорядительные органы в области
социального обслуживания в пределах своей
компетенции:
разрабатывают, координируют и
реализуют социальные программы и социальные
проекты в области, районе (городе);
создают свои структурные
подразделения, которые отвечают за
организацию социального обслуживания в
области, районе (городе), в том числе за
предоставление социальных услуг на
соответствующей территории;
могут создавать юридические лица
системы социального обслуживания,
осуществляют в установленном порядке их
реорганизацию и ликвидацию;
организуют необходимую работу по
обеспечению социального обслуживания,
финансируют в установленном
законодательством порядке юридические лица
системы социального обслуживания и
осуществляют контроль за предоставлением
социальных услуг на соответствующей
территории;
собирают и анализируют в
установленном законодательством порядке
информацию, необходимую для оказания
социальных услуг, о гражданах и семьях,
нуждающихся в социальном обслуживании;
принимают в порядке,
установленном законодательством,
соответствующие меры для получения
необходимых сведений об уровне доходов и о
составе имущества граждан, обращающихся по
поводу предоставления социальных услуг;
организуют обучение и повышение
квалификации социальных работников и других
специалистов, занятых в системе социального
обслуживания;
осуществляют иные полномочия в соответствии
с законодательством Республики Беларусь.
Статья 14. Исключена.
Статья 15. Заключение договоров о
социальном обслуживании
Оказание социальных услуг может
осуществляться на договорной и недоговорной
основе.
Местные исполнительные и
распорядительные органы на конкурсной основе
могут заключать с юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями,
предоставляющими социальные услуги, договоры
об условиях предоставления социальных услуг,
финансирования оказания социальных услуг и
контроля за их деятельностью.
Юридические лица и
индивидуальные предприниматели, заключившие
с местными исполнительными и
распорядительными органами договоры об
оказании социальных услуг, ежегодно
отчитываются за использование средств,
выделенных им местными исполнительными и
распорядительными органами.
Статья 16. Лица, оказывающие социальные
услуги в области социального обслуживания.
Основные права и обязанности лиц,
оказывающих социальные услуги.
Деятельность по
социальному обслуживанию обеспечивают
социальные работники, а также другие
специалисты, имеющие профессиональное
образование, соответствующее требованиям и
характеру выполняемой ими работы, и склонные
по своим личным качествам к оказанию
социальных услуг.
К деятельности по социальному
обслуживанию могут привлекаться социальные
волонтеры. Социальные волонтеры могут
оказывать социальные услуги под руководством
социального работника, если иное не
установлено законодательством Республики
Беларусь.
Квалификационные требования к
социальным работникам и другим специалистам,
занятым в системе социального обслуживания,
порядок аттестации названных лиц
определяются законодательством Республики
Беларусь.
Лица, оказывающие социальные
услуги, имеют право на создание условий,
необходимых для оказания социальных услуг, в
том числе на периодическое повышение
квалификации в установленном порядке (для
лиц, оказывающих социальные услуги,
требующие специальных навыков и знаний).
Лица, оказывающие социальные услуги,
обязаны:
добросовестно оказывать
социальные услуги нуждающимся в них лицам;
руководствоваться в своей
деятельности принципами социального
обслуживания, уважать достоинство граждан,
семей и их право на самореализацию;
не допускать негуманных и
дискриминационных действий по отношению к
гражданам и семьям, получающим социальные
услуги;
предоставлять обслуживаемым
лицам полную информацию о полагающихся им
видах социальной помощи;
сохранять в тайне информацию,
полученную в процессе выполнения своих
обязанностей, а также ту информацию, которая
может быть использована против
обслуживаемого лица;
заботиться о поддержании
необходимого уровня своих знаний, требуемых
для оказания социальных услуг.
Статья 17. Финансирование системы
социального обслуживания
Финансирование системы
социального обслуживания осуществляется за
счет средств республиканского и местных
бюджетов, специальных фондов, средств,
получаемых от оплаты за предоставление
социальных услуг, а также передаваемых в
качестве благотворительной помощи.
Финансирование системы
социального обслуживания может также
осуществляться за счет средств юридических
лиц и других источников, не запрещенных
законодательством Республики Беларусь.
Статья 18. Порядок обжалования действий
(бездействия) юридических и физических лиц,
предоставляющих социальные услуги
Действия (бездействие)
юридических и физических лиц,
предоставляющих социальные услуги в
соответствии с настоящим Законом, могут быть
обжалованы в республиканские органы
государственного управления, местные
исполнительные и распорядительные органы и
(или) в суд.
ГЛАВА 4
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Вступление в силу настоящего
Закона
Настоящий Закон вступает в силу
со дня его опубликования.
Статья 20. Приведение актов
законодательства в соответствие с настоящим
Законом
Совету Министров Республики
Беларусь в трехмесячный срок со дня
вступления в силу настоящего Закона:
подготовить и внести в
установленном порядке в Палату
представителей Национального собрания
Республики Беларусь предложения по
приведению законодательных актов Республики
Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
привести решения Правительства Республики
Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену
республиканскими органами государственного
управления, подчиненными Совету Министров
Республики Беларусь, их нормативных актов,
противоречащих настоящему Закону.