УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
17 декабря 2007 г. № 643
Об
упрощении порядка выезда из Республики Беларусь
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами
Республики Беларусь права на свободный выезд из Республики Беларусь, а также
совершенствования контроля за гражданами Республики Беларусь, право на выезд
которых из Республики Беларусь временно ограничено:
1. Установить, что паспорт гражданина Республики Беларусь
является действительным для временных выездов за границу без проставления в нем
отметки о временном выезде из Республики Беларусь.
2. Утвердить прилагаемое Положение о банке данных о
гражданах Республики Беларусь, право на выезд которых из Республики Беларусь
временно ограничено.
3. Совету Министров Республики Беларусь в двухмесячный
срок принять меры, необходимые для реализации настоящего Указа.
4. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2008 г., за
исключением пункта 3 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального
опубликования этого Указа.
Президент Республики Беларусь
А. Г. Лукашенко
ПОЛОЖЕНИЕ
о банке данных о гражданах Республики Беларусь, право на выезд которых из
Республики Беларусь временно ограничено
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением устанавливается порядок ведения
банка данных о гражданах Республики Беларусь (далее – граждане), право на выезд
которых из Республики Беларусь временно ограничено.
2. В настоящем Положении применяются следующие основные
термины и их определения:
банк данных о гражданах, право на выезд которых из Республики
Беларусь временно ограничено (далее – банк данных), – информационно-техническая
система, включающая совокупность представляемых Министерством внутренних дел,
Министерством обороны, Министерством юстиции, Комитетом государственной
безопасности сведений о гражданах, право на выезд которых из Республики Беларусь
временно ограничено (далее, если не определено иное, – сведения о гражданах);
ведение банка данных – действия по внесению, накоплению,
хранению, обновлению, исключению, использованию, восстановлению, передаче,
уничтожению, представлению и защите сведений о гражданах, а также передаче их в
архив в банке данных;
запись в банке данных – содержащиеся в банке данных сведения о
гражданине, право на выезд которого из Республики Беларусь временно ограничено;
защита сведений, содержащихся в банке данных, – деятельность
Министерства внутренних дел, направленная на предотвращение любого
несанкционированного вмешательства в процесс ведения банка данных, в том числе
попыток незаконного доступа к этим сведениям, их блокирования, копирования,
представления, распространения, искажения, уничтожения, а также иных
неправомерных действий в отношении данных сведений.
3. Банк данных создается в целях:
обеспечения учета граждан, право на выезд которых из Республики
Беларусь временно ограничено;
организации информационного взаимодействия государственных
органов в части временного ограничения права граждан на выезд из Республики
Беларусь.
4. Технические средства и средства защиты информации,
используемые для ведения банка данных, должны быть сертифицированы в
установленном законодательством порядке.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ БАНКА ДАННЫХ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ГРАЖДАНАХ В БАНК ДАННЫХ
5. Ведение банка данных осуществляется Министерством
внутренних дел путем сбора достоверных и актуальных сведений о гражданах,
оперативно представляемых государственными органами, перечисленными в пункте 7
настоящего Положения, на электронных носителях информации.
Министерство внутренних дел выполняет следующие функции:
-
обеспечивает защиту сведений, содержащихся в банке данных;
-
обеспечивает передачу сведений о
гражданах, содержащихся в банке данных, в Государственный пограничный
комитет;
-
устанавливает технические
регламенты, связанные с функционированием банка данных;
-
определяет систему классификации и
кодирования, которая используется при ведении банка данных;
-
устанавливает формы электронных
документов для ведения банка данных;
-
создает электронные цифровые
подписи и ведет базу таких подписей для обеспечения приема сведений о
гражданах от соответствующих государственных органов и передачи их в
Государственный пограничный комитет;
-
осуществляет контроль за ведением
банка данных и соблюдением порядка представления сведений о гражданах;
-
уведомляет государственные органы,
указанные в абзацах втором, четвертом и пятом пункта 7 настоящего Положения,
о несвоевременном и (или) неполном (ошибочном) представлении ими сведений о
гражданах в банк данных.
6. В банк данных включаются сведения о гражданах:
6.1. осведомленных о сведениях, составляющих
государственную тайну, – до истечения срока, установленного в договоре о допуске
к государственным секретам;
6.2. подозреваемых или обвиняемых по уголовному делу,- до
прекращения уголовного преследования;
6.3. осужденных за совершение преступления, за исключением
осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью, – до исполнения наказания или
освобождения от наказания;
6.4. уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных
на них судом, – на срок, установленный судом, но не более чем до исполнения
обязательств;
6.5. которым предъявлен гражданский иск в суде, – на срок,
установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу;
6.6. уклоняющихся от мероприятий по призыву на военную
службу, службу в резерве, – до явки на мероприятия по призыву на военную службу,
службу в резерве.
7. Внесение сведений о гражданах в банк данных и их последующее
обновление производятся на основе сведений, поступающих из:
Комитета государственной безопасности, – о гражданах, указанных в
подпункте 6.1 пункта 6 настоящего Положения;
Министерства внутренних дел, – о гражданах, определенных в
подпунктах 6.2 и 6.3 пункта 6 настоящего Положения;
Министерства юстиции, – о гражданах, перечисленных в подпунктах
6.4 и 6.5 пункта 6 настоящего Положения;
Министерства обороны, – о гражданах, названных в подпункте 6.6
пункта 6 настоящего Положения.
8. Сведения, указанные в подпунктах 6.2 и 6.3 пункта 6
настоящего Положения, Министерство внутренних дел представляет в банк данных на
основании сведений о преступлениях, хранящихся в едином государственном банке
данных о правонарушениях, созданном в соответствии с Законом Республики Беларусь
от 9 января 2006 года «О единой государственной системе регистрации и учета
правонарушений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006
г., № 9, 2/1191).
9. Государственные органы и иные юридические лица, которые
приняли решение о временном ограничении права гражданина на выезд из Республики
Беларусь в связи с его осведомленностью о сведениях, составляющих
государственную тайну, либо о снятии такого ограничения, не позднее одного дня с
даты принятия решения направляют:
гражданину – соответствующее извещение по форме согласно
приложению 1 или 2;
в Комитет государственной безопасности – информацию о принятом
решении для представления сведений о гражданине в банк данных.
10. Суды, принявшие решение о временном ограничении права
гражданина на выезд из Республики Беларусь в связи с уклонением от исполнения
обязательств, наложенных на него судом, или предъявлением к нему гражданского
иска в суде либо о снятии такого ограничения, не позднее одного дня с даты
принятия решения направляют:
гражданину – соответствующее извещение по форме согласно
приложению 1 или 2;
в Министерство юстиции – информацию о принятом решении для
представления сведений о гражданине в банк данных.
11. Военные комиссариаты, которые приняли решение о
временном ограничении права гражданина на выезд из Республики Беларусь в связи с
его уклонением от мероприятий по призыву на военную службу, службу в резерве
либо о снятии такого ограничения, не позднее одного дня с даты принятия решения
направляют:
гражданину – соответствующее извещение по форме согласно
приложению 1 или 2;
в Министерство обороны – информацию о принятом решении для
представления сведений о гражданине в банк данных.
12. По запросам государственных органов и иных юридических
лиц, которые приняли решение о временном ограничении права гражданина на выезд
из Республики Беларусь, территориальные органы внутренних дел в течение 7
календарных дней со дня получения запроса направляют в банк данных информацию о
гражданине (идентификационный номер, серия и номер документа, удостоверяющего
личность).
13. Не позднее одного дня с даты получения информации о
временном ограничении права гражданина на выезд из Республики Беларусь либо о
снятии такого ограничения государственные органы, перечисленные в пункте 7
настоящего Положения, в соответствии со своей компетенцией представляют сведения
о гражданах в банк данных в виде соответствующего электронного документа по
форме согласно приложению 3.
14. Представляемые в банк данных сведения о гражданах
оформляются и удостоверяются в соответствии с требованиями Закона Республики
Беларусь от 10 января 2000 года «Об электронном документе» (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 2/132).
Ответственность за полноту, достоверность и актуальность
указанных сведений о гражданах несет должностное лицо государственного органа,
который их представляет.
15. В представляемые в банк данных сведения о гражданах
включаются:
фамилия, имя, отчество гражданина;
дата рождения;
место рождения (страна, область, район, населенный пункт);
идентификационный номер;
вид документа, удостоверяющего личность;
серия и номер документа, удостоверяющего личность;
категория учета;
применяемая мера;
государственный орган (юридическое лицо), принявший (принявшее)
решение о временном ограничении права гражданина на выезд из Республики
Беларусь;
должность, фамилия, инициалы должностного лица, принявшего
решение о временном ограничении права гражданина на выезд из Республики
Беларусь;
дата принятия решения о временном ограничении права гражданина на
выезд из Республики Беларусь;
примечание;
идентификатор записи в банке данных;
статус записи в банке данных.
16. При представлении сведений о гражданах в банк данных
каждой записи автоматически присваивается порядковый номер, а также указываются
дата и время представления сведений о гражданах, наименование государственного
органа, представившего их.
ГЛАВА 3
ОБНОВЛЕНИЕ, ИСКЛЮЧЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ, УНИЧТОЖЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О
ГРАЖДАНАХ В БАНКЕ ДАННЫХ
17. При обновлении сведений о гражданах в банк данных
вносятся новые сведения о гражданах без уничтожения предыдущих, а также
указываются дата и время обновления сведений о гражданах, наименование
государственного органа, представившего их.
18. При обнаружении неточностей в сведениях о гражданах
Министерство внутренних дел направляет запрос в государственный орган, который
представил эти сведения, для проверки их достоверности и представления в банк
данных уточненных сведений о гражданах.
19. Основанием для исключения сведений о гражданах из
банка данных является их недостоверность.
20. При исключении сведений о гражданах из банка данных
они не уничтожаются и могут быть прочитаны, а в записи в банке данных
указываются:
дата и время исключения сведений о гражданах;
основание для их исключения;
фамилия, имя, отчество и (или) электронная цифровая подпись
уполномоченного должностного лица Министерства внутренних дел, исключившего
сведения о гражданах.
21. Основаниями для передачи сведений о гражданах в архив
являются:
снятие временного ограничения права гражданина на выезд из
Республики Беларусь;
смерть или объявление гражданина умершим.
22. Сведения о гражданах в банке данных хранятся в течение
25 лет после их исключения или передачи в архив.
Министерство внутренних дел обеспечивает хранение электронных
копий банка данных и обновление содержащихся в них сведений о гражданах.
23. Восстановление сведений о гражданах производится в
случае повреждения или уничтожения записей в банке данных.
Сведения о гражданах в банке данных могут быть восстановлены
полностью или частично на основании сведений, представленных государственными
органами, перечисленными в пункте 7 настоящего Положения. При восстановлении
сведений о гражданах в записи в банке данных указываются дата и время их
восстановления, наименование государственного органа, представившего их.
24. Сведения, содержащиеся в банке данных, сроки хранения
которых истекли, уничтожаются путем автоматического удаления с магнитных
(электронных) носителей информации способом, исключающим их последующее
восстановление.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ СВЕДЕНИЙ О ГРАЖДАНАХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В БАНКЕ ДАННЫХ, В
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОГРАНИЧНЫЙ КОМИТЕТ
25. Сведения о гражданах из банка данных в электронном
виде по техническим каналам передачи данных направляются Министерством
внутренних дел не реже одного раза в сутки в Государственный пограничный комитет
в виде соответствующего электронного документа по форме согласно приложению 3.
26. Государственный пограничный комитет организовывает в
пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь проверку
сведений о выезжающих из Республики Беларусь гражданах на наличие сведений об
этих гражданах в банке данных.
ГЛАВА 5
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В БАНКЕ ДАННЫХ
27. Гражданин вправе получить информацию о наличии в банке
данных сведений о себе и гражданах, законным представителем которых он является.
Гражданин, желающий получить такие сведения, не должен
обосновывать свой интерес к запрашиваемой информации.
Граждане, не обладающие гражданской дееспособностью в полном
объеме, участвуют в указанных отношениях через законных представителей, если
иное не установлено законодательными актами.
28. Сведения, содержащиеся в банке данных, представляются
гражданину в форме справки (выписки) при его личном обращении в территориальный
орган внутренних дел либо дипломатическое представительство или консульское
учреждение Республики Беларусь.
Для получения справки (выписки) из банка данных гражданин должен
представить:
документ, удостоверяющий личность заявителя;
документ, удостоверяющий личность гражданина, законным
представителем которого является заявитель, и документ, подтверждающий
полномочия законного представителя, – в случае, когда справка (выписка) из банка
данных запрашивается гражданином в отношении гражданина, законным представителем
которого он является.
Сведения, содержащиеся в банке данных, запрашиваемые гражданином,
представляются бесплатно не позднее одного месяца со дня представления
гражданином документов, перечисленных в части второй настоящего пункта.
29. Порядок организации работы по представлению гражданам
сведений, содержащихся в банке данных, определяется Министерством внутренних дел
совместно с Министерством иностранных дел.
30. Все факты представления гражданину сведений, содержащихся в
банке данных, фиксируются уполномоченными должностными лицами Министерства
внутренних дел и (или) специальными программно-техническими средствами в
автоматическом режиме.
31. При представлении гражданину сведений, содержащихся в
банке данных, в записи в банке данных указываются:
дата и время их представления, регистрационный индекс;
фамилия, имя, отчество, идентификационный номер гражданина,
запрашивающего их;
фамилия, имя, отчество, идентификационный номер гражданина, в
отношении которого представлялись сведения, содержащиеся в банке данных, – в
случае, когда они запрашивались его законным представителем;
фамилия, имя, отчество и (или) электронная цифровая подпись
уполномоченного должностного лица Министерства внутренних дел, представившего
сведения, содержащиеся в банке данных.
ГЛАВА 6
ЗАЩИТА СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В БАНКЕ ДАННЫХ
32. Сведения, содержащиеся в банке данных, относятся к
служебной информации ограниченного распространения.
33. Уполномоченные должностные лица Министерства
внутренних дел вправе исключать, хранить, восстанавливать и передавать сведения,
содержащиеся в банке данных, только в порядке, предусмотренном в настоящем
Положении.
34. Должностные лица государственных органов,
дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь
несут ответственность в соответствии с законодательными актами за
несанкционированные доступ, использование и распространение сведений,
содержащихся в банке данных, которые стали им известны в связи с осуществляемой
ими деятельностью. |